Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И. Д. Фрумина. М.: ГУ-ВШЭ, 2010
В книге представлены результаты углубленного анализа данных международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS-2006.
Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других [Текст] / под науч. ред. И. Д. Фрумина. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 284, [4] с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-0846-6 (в обл.)
Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Углубленный анализ результатов PIRLS-2006», реализуемого Институтом развития образования Государственного университета — Высшей школы экономики совместно с Центром международного сотрудничества по развитию образования Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации при поддержке Всемирного Банка.
В основу положены результаты исследований: «Факторы успеха России в PIRLS-2006», выполненного в 2008 г. по Тематическому плану фундаментальных исследований Высшей школы экономики, «Углубленный анализ результатов PIRLS-2006 и PISA-2006: причины разных результатов», выполненного в 2009 г. при поддержке Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
Авторский коллектив:
- И.Д. Фрумин — руководитель коллектива (глава 1.1), Г.С. Ковалева (глава 1.2),
- М.И. Кузнецова (глава 1.2, часть 4), О.Л. Обухова (главы 3.1–3.3),
- М.А. Пинская (раздел 2.5.2, части 3 и 5), Т.В. Тимкова (раздел 2.5.2, часть 3, составление),
- Ю.А. Тюменева (часть 2), Г.А. Цукерман (часть 6)
Расчеты в главах 2.3–2.4 произведены при участии Е.С. Павленко, студентки магистратуры факультета социологии Государственного университета — Высшей школы экономики.
Таблицы и диаграммы в части 5 подготовила Д.В. Чернышова, выпускница магистратуры факультета психологии Государственного университета — Высшей школы экономики.
В книге представлены результаты углубленного анализа данных международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS-2006. Анализ был проведен по следующим направлениям: анализ контекстных данных PIRLS-2006, определивший факторы, влияющие на достижения российских четвероклассников в чтении; качественное исследование отдельных школ, выявившее образовательные стратегии школы и преподавательские умения учителей, обеспечивающие эффективность обучения чтению; анализ тестовых заданий PIRLS-2006, в результате которого определены наиболее сложные для российских школьников задачи; анализ российских учебников для начальной школы с точки зрения формирования читательских компетенций, проверяемых в PIRLS-2006; эмпирическое исследование динамики читательской грамотности учащихся четвертых-шестых классов.
Книга может быть полезна учителям, школьным администраторам, родителям, руководителям органов управления образованием, преподавателям ИПК, исследовательским и проектным группам, а также специалистам центров мониторинга и оценки качества образования.
Оглавление
Обращение к читателям
Благодарности
Краткое содержание
Часть 1. Контекст проведения исследования
- 1.1. От ликвидации безграмотности — к победе в PIRLS
- 1.1.1. Книгу в массы!
- 1.1.2. От букваря до космоса и дальше
- 1.2. PIRLS — изучение качества чтения и понимания текста
Часть 2. Углубленный статистический анализ российских результатов PIRLS-2006
- 2.1. Школа: характеристики и атмосфера
- 2.1.1. Демографические характеристики школы
- 2.1.2. Школьный контекст
- 2.1.3. Библиотечные ресурсы школ и как они используются
- 2.1.4. Взаимодействие школы с семьями учащихся
- Основные выводы по главе 2.1
- 2.2. Обучение чтению на уроке
- 2.2.1. Основные характеристики учителей — преподавателей родного языка и литературы в начальной школе
- 2.2.2. Методы и подходы учителя при обучении чтению
- Основные выводы по главе 2.2
- 2.3. Семья и детское чтение
- 2.3.1. Семейные ресурсы для обучения чтению
- 2.3.2. Установки родителей по отношению к чтению
- 2.3.3. Дошкольное чтение
- Основные выводы по главе 2.3
- 2.4. Чтение и деятельность ребенка вне школы
- 2.4.1. Отношение ребенка к чтению. Индексы установок к чтению и самооценки в чтении
- 2.4.2. Чтение после школы
- Основные выводы по главе 2.4
- Общие выводы по главам 2.1–2.4
- 2.5. Комплексный анализ связи характеристик образовательной среды учащегося и его достижений в PIRLS-2006
- 2.5.1. Идентификация переменных
- 2.5.2. Результаты регрессионного анализа идентифицированных переменных и их обсуждение
- Основные выводы по главе 2.5
Часть 3. Качественное исследование в школах: вносит ли школа вклад в достижения своих учеников
- 3.1. Об исследовании «10 школ»
- 3.2. Вклад школы в формирование грамотности чтения школьников. Школьный климат
- 3.2.1. Взаимные ожидания школы и родителей и включенность семьи в обучение ребенка
- 3.2.2. Поддержка учебной мотивации и читательской активности учащихся
- 3.2.3. Качество предметной учебной среды
- 3.2.4. Кадровый состав учителей начальной школы
- Общие выводы по главе 3.2
- 3.3. Вклад учителя в формирование грамотности чтения школьников
- 3.3.1. Преподавательские умения учителя
- 3.3.2. Стратегии формирования читательских умений
- 3.4. На что стоит обратить внимание при разработке стратегий обучения младших школьников чтению
- 3.4.1. Неиспользованные возможности
- 3.4.2. Ориентация на раннее обучение чтению
- Основные выводы по части 3
Часть 4. Особенности читательской деятельности выпускников российской начальной школы: углубленный анализ выполнения заданий PIRLS-2006
- 4.1. Общая характеристика выполнения заданий, проверяющих состояние процесса чтения с целью приобретения читательского литературного опыта
- 4.2. Общая характеристика выполнения заданий, проверяющих уровень чтения с целью освоения и использования информации
- 4.3. Качественная характеристика выполнения заданий российскими школьниками
- 4.3.1. Распределение заданий на группы в зависимости от успешности выполнения
- 4.3.2. Какие тексты лучше читают российские школьники
- 4.3.3. Как российские школьники владеют основными читательскими умениями
- 4.3.4. Как российские школьники выполняют задания разного уровня трудности
- 4.3.5. Как российские школьники выполняют задания разного вида
- 4.4. По каким заданиям показатели российских школьников являются максимальными для всей международной выборки
- 4.5. По каким заданиям показатели российских школьников значительно отличаются от максимальных международных
- показателей
- Основные выводы по части 4
- Приложения к части 4
- Приложение 4.1
- Приложение 4.2
Часть 5. Анализ учебных пособий для начальной школы с точки зрения формирования умений, проверяемых в PIRLS
- 5.1. Критерии оценки учебных пособий
- 5.2. Художественные тексты
- 5.2.1. Наиболее распространенные программы и учебные пособия по литературному чтению
- 5.2.2. Другие пособия
- 5.3. Информационные тексты — пособия «Окружающий мир»
- 5.4. Диагностические материалы
- Основные выводы по части 5
Часть 6. За границами PIRLS: что происходит с читателем между четвертым и шестым классом
- 6.1. PIRLS: границы применения теста
- 6.2. «ПЧЕЛЫ»: Тест, измеряющий три области компетентности читателя информационных текстов
- 6.3. Тест «ПЧЕЛЫ»: диагностика четвероклассников и шестиклассников
- Приложения к части 6
- Приложение 6.1
- Приложение 6.2
Источники
Авторский коллектив
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией
Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.
Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык
В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.