Антишкольной культуры, характерной для развитых стран, в России нет
15 марта на семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось влияние окружения школьников на их желание учиться. С докладом «Антишкольная культура, эффект школы и социальные сети школьников» выступил замдиректора Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ Даниил Александров.
Первыми вопрос о том, как окружение школьника влияет на его мотивацию учиться, поставили американские исследователи. Они обнаружили, что в некоторых школах сверстники поощряют друг друга за успехи в учебе, в других, напротив, травят. Сейчас отношение к успешной учебе в разных школах и компаниях подростков — общее место в американских и британских исследованиях образования. Известно, что есть группы школ, где большинство детей негативно относится к хорошо успевающим одноклассникам. К примеру, это распространено среди афроамериканцев в США и некоторых лиц неевропейского происхождения в Великобритании. Здесь «хорошо учиться» называют acting white (вести себя как белый). Подростки считают, что чернокожий сверстник-отличник предает ценности своей этнической группы. Таких ребят презрительно называют кокосом или баунти, то есть черный снаружи, белый внутри.
Группа исследователей Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ во главе с Даниилом Александровым задалась двумя вопросами. Во-первых, существуют ли в России школы или социальные группы, где учащиеся отрицательно относятся к успешной учебе? И во-вторых, какая часть окружения школьника влияет на его отношение к учебе — близкие друзья, одноклассники, школа в целом? Результаты проведенных исследований на семинаре вместе с Даниилом Александровым представляла младший научный сотрудник лаборатории Вера Титкова.
Результаты исследования внушают оптимизм. Несмотря на то, что социальное неравенство в России велико, антишкольной культуры, составляющей проблему для целого ряда развитых стран, у нас фактически не существует.
Социологи провели масштабные опросы подростков. В них приняли участие более 5000 школьников 8-9 классов из более 100 школ Санкт-Петербурга и Подмосковья. Обследовались лицеи и гимназии, куда дети отбираются по успеваемости; школы, куда отбирают в первую очередь по социально-экономическому положению родителей; обычные школы, в том числе такие, где более 25% учащихся — дети мигрантов. Подросткам задавали различные вопросы. Например, готовы ли они учиться в лучшей школе, находящейся далеко от дома. Или — обсуждают ли темы некоторых уроков на перемене с друзьями. Исследователи постарались сформулировать вопросы так, чтобы избежать банальных ответов в духе «ученье — свет, а неученье — тьма».
Выяснилось, что в России, вероятно, лишь в немногих школах существует негативное отношение к хорошо успевающим детям. Не более 10% опрошенных школьников учатся в таких школах. Даниил Александров предположил, что ценность образования во всех слоях населения очень велика. Кроме того, в крупных городах нашей страны еще не сформировались гетто для бедноты или лиц той или иной этничности, где жители уверены, что им никогда не выбраться в более высокие слои, а значит, нужно гордиться тем, что есть, — как это происходит в США и Великобритании.
Любопытно, что даже в школах, где негативное отношение к отличникам существует, направлено оно исключительно на мальчиков. К девочкам-отличницам везде относятся лучше, чем к двоечницам. Зато в школах, где хорошую учебу высоко ценят, мальчик-отличник имеет более высокие шансы на популярность среди сверстников, чем двоечник.
Достаточно слабо на отношение к учебе влияет социально-экономический статус родителей школьников. В школах, куда отбирают детей по социально-экономическому статусу родителей, существуют классы, где мотивация к хорошей учебе невысока. Не удалось найти никаких четких закономерностей, связанных со школой или семьей, которые бы на это влияли.
Оказалось, что на отношение школьников к учебе влияют лишь их ближайшие друзья. Каждого опрошенного школьника социологи просили написать, с кем он дружит, и проанализировали, в каких случаях два человека называют друзьями друг друга, а в каких один называет одноклассника другом, а второй — нет. Также они проанализировали, когда друзья одного и того же человека дружат, когда нет, и т.д. Так они составили представление об отношениях внутри каждого изученного класса. Оказалось, что мнение людей, которых школьник называет своими друзьями, сказывается на его мотивации учиться, а вот отношение к хорошей учебе в классе или в школе в целом — не сказывается.
Даниил Александров считает, что результаты исследования внушают оптимизм. Несмотря на то, что социальное неравенство в России велико, антишкольной культуры, составляющей проблему для целого ряда развитых стран, у нас фактически не существует.
Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин отметил, что проведенное исследование обладает высоким потенциалом. По его мнению, имеет смысл продолжить заниматься этой темой дальше и сравнить полученные результаты с данными других исследований, — например, связанных с профессией учителя. Кроме того, стоит более глубоко изучать разные школы и разные мотивации школьников.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Александров Даниил Александрович
Замдиректора Санкт-петербургского кампуса ВШЭ
Титкова Вера Викторовна
Младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории "Социология образования и науки" (Санкт-Петербург)
Вам также может быть интересно:
В Вышке пройдут летние очные смены для школьников
Центр взаимодействия с регионами и проект «Академия школьников» НИУ ВШЭ проведут две летние смены для учеников 6–8-х классов. Старшеклассники смогут познакомиться с университетом, почувствовать себя студентами и оценить, какие направления наиболее интересны для изучения.
Свайп влево. Что подростки думают о полиции, чиновниках, родителях и учителях
Чиновники и полиция — явные антигерои, родители — скорее, положительные персонажи, а в категории «все сложно» одноклассники и учителя. Такими старшеклассники видят представителей значимых социальных групп, показал опрос 7 тысяч российских школьников от 14 до 18 лет.
Прием заявок от школьников на участие в выездной биологической сессии продлится до 5 марта
Выездная сессия для учеников 6-10 классов, интересующихся биологией, пройдет с 26 марта по 5 апреля в подмосковном Пущино. Ее организует Дирекция общего образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Академия школьников».
С 4 сентября начинается прием заявок на обучение на факультете довузовской подготовки ВШЭ
Факультет довузовской подготовки предлагает программы для школьников 5–11 классов. Обучение на них позволяет не только подготовиться к сдаче государственных экзаменов и поступлению в вуз, но и получить знания по тем предметам, которых нет в обычной школьной программе.
«Нужно сделать так, чтобы школьники почувствовали себя исследователями»
C 6 по 12 июня в учебном центре «Вороново» прошла тематическая сессия Академии старшеклассников, в которой участвовали 84 десятиклассника из базовых школ Университетского образовательного округа ВШЭ. Занятия по русскому языку для них провели студенты образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика».
Состоялся финал Всероссийского чемпионата НИУ ВШЭ по предпринимательству для школьников
В Высшей школе экономики при поддержке Фонда развития интернет-инициатив и школы бизнеса для тинейджеров MyStarta состоялся первый в России Чемпионат по предпринимательству для школьников. Всего участие в нем приняли 800 школьников со всей России и стран СНГ, в финал прошли 16 команд из 34 человек.
«Лично мне изучение философии помогло немного разобраться в собственной жизни»
В Москве завершилась Осенняя школа философии, организованная Вышкой для старшеклассников из российских регионов. 22 школьника вместе с преподавателями и исследователями ВШЭ выясняли, для чего сейчас получать философское образование в университете и чем оно помогает в жизни и карьере.
Студенты Вышки провели для школьников олимпиаду по лингвистике
77 школьников из пяти городов России приняли участие в I Московской устной олимпиаде по лингвистике, которую по своей инициативе организовали студенты бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» ВШЭ. Участников ждали задания по коптскому, горномарийскому, русскому жестовому языкам и другие лингвистические изыски.
Как и чему учиться в Вышке, если ты еще школьник
До 23 сентября продолжается прием на программы факультета довузовской подготовки ВШЭ. Они открыты для учеников 5-11 классов, которые хотят подготовиться к сдаче ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, поступлению в Лицей ВШЭ или просто узнать то, чему не научат в обычной школе. 17 сентября на факультете пройдет день открытых дверей.
ВШЭ открывает в школах математические кружки «шаговой доступности»
В начале сентября в шести школах Москвы для учеников 6-7 классов откроются математические кружки, где будут преподавать студенты и сотрудники ВШЭ. Школьники получат представление о красоте и строгости в математике и научатся решать нестандартные задачи.