• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты Вышки зададут стандарт искусственному интеллекту

Эксперты Вышки зададут стандарт искусственному интеллекту

© iStock

Высшая школа экономики по заказу Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии разработает российские стандарты создания и применения искусственного интеллекта (ИИ) в сетях связи, системах аналитики, нейронных сетях, системах госуслуг, для контроля оборота алкоголя и в других сферах. Об этом проекте и о том, зачем и как нужно стандартизировать ИИ, новостной службе портала рассказал директор по научным проектам НИУ ВШЭ, председатель национального технического комитета по стандартизации ТК164 «Искусственный интеллект» Сергей Гарбук.

Стандарты необходимы для создания благоприятных нормативных возможностей внедрения технологий искусственного интеллекта в различные отрасли экономики и социальной сферы. Дело в том, что в настоящее время отсутствуют единые, признанные профессиональным сообществом и государственными регуляторами правила подтверждения функциональной надежности и безопасности прикладных интеллектуальных систем. Отсутствие таких правил делает невозможным применение систем ИИ в наиболее ответственных задачах, ошибки решения которых могут привести к опасным последствиям: на транспорте, в медицине, образовании, в системах безопасности и других. Система стандартов в области искусственного интеллекта как раз и направлена, прежде всего, на формирование таких единых принципов оценки соответствия систем ИИ установленным требованиям, выполнение которых обеспечивало бы гарантии качества прикладных интеллектуальных систем.

Сергей Гарбук

Государству стандарты нужны для того, чтобы защитить потребителя систем ИИ, предоставляя ему гарантии качества, надежности и безопасности этих систем. Добросовестным разработчикам стандартизация в области искусственного интеллекта необходима для обеспечения единства измерений в этой сфере, благодаря чему появится, например, возможность объективного сопоставления прикладных систем ИИ, созданных разными разработчиками. Такая возможность обеспечит прозрачность конкурентной среды и безусловно будет способствовать развитию отрасли искусственного интеллекта в целом.

Стоит подчеркнуть, что технологии ИИ бурно развиваются. Большие перспективы открываются, в том числе, в связи с использованием интеллектуальных технологий в образовательном процессе. Но такое использование возможно лишь при одном условии: если будут обеспечены гарантии того, что качество образования при этом, как минимум, не снизится. Получение таких гарантий предполагает создание системы оценки соответствия интеллектуальных технологий предъявляемым требованиям. При этом как сами типовые требования к технологиям ИИ, так и способы оценки соответствия этим требованиям должны быть едиными для всех, то есть унифицированными, одобренными профессиональным сообществом, и закреплены в соответствующих стандартах.

Таким образом, отсутствие стандартов ИИ не позволяет использовать эти технологии во многих важных прикладных областях, включая образование, то есть там, где требуются определенные гарантии качества работы интеллектуальных систем. В данном случае можно говорить о наличии серьёзного нормативно-технического барьера, препятствующего эффективному созданию и применению систем искусственного интеллекта.

Стандарты ИИ уже несколько лет активно разрабатываются в разных странах и на международном уровне. Например, национальный план разработки стандартов искусственного интеллекта в США был принят в августе 2019 года. Работа над международными стандартами ведется с начала 2018 года, когда был создан соответствующий подкомитет SC42 Artificial Intelligence Объединенного технического комитета по стандартизации JTC1 Information Technologies. В настоящее время в разработке находится более 20 международных стандартов, и Высшая школа экономики принимает активное участие в этой работе.

В России Перспективный план разработки стандартов искусственного интеллекта на 2021-2024 годы был принят в конце 2020 года. В перечень работ Высшей школы экономики войдет разработка национальных стандартов общего назначения, устанавливающих термины и определения в данной области, форматы представления данных и другие вопросы, решение которых обеспечит терминологическое единство и необходимый уровень совместимости интеллектуальных систем с существующей и перспективной информационной инфраструктурой. Также значительное внимание будет уделено стандартам, устанавливающим единые требования к испытанию систем ИИ, рассчитанных на решение различных прикладных задач. Особенностью таких стандартов является то, что в этих документах будут сформулированы требования к тестовым наборам данных (т.н. датасетам), на которых необходимо проводить испытание интеллектуальных систем для определения их безопасности и функциональности.

Часть стандартов будет разрабатываться путем гармонизации отечественных нормативных документов с соответствующими международными стандартами. Такие работы также запланированы в рамках данного комплексного проекта.

Принципиальным моментом нормативно-технического регулирования ИИ на данном этапе является то, что стандарты не устанавливают требований к способам создания интеллектуальных систем. Унификации подлежат лишь принципы их испытаний, измерения функциональных характеристик и характеристик безопасности. При этом стандарты никак не ограничивают исследователей и разработчиков в выборе принципов создания и функционирования систем.

Вам также может быть интересно:

Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии

Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»

С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.

Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине

Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.

Ученые Вышки представили проекты по этической экспертизе в сфере ИИ

Технологии искусственного интеллекта уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни и активно применяются в различных отраслях экономики. Однако этические вопросы использования ИИ все еще требуют обсуждения и осмысления. Сегодня в России с участием ученых НИУ ВШЭ ведется работа над несколькими отраслевыми приложениями к национальному Кодексу этики в сфере ИИ, в которых будут конкретные рекомендации в помощь каждому, кто нуждается в понимании и анализе рисков и угроз со стороны ИИ.

Три команды ВШЭ стали победителями на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв»

В конце сентября в Москве состоялся всероссийский хакатон «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». На соревнование собрались 314 команд и 1616 человек со всей страны. Они состязались в решении задач от партнеров хакатона — государственных организаций и компаний: «РЖД», «Росатома», Центра робототехники Сбера, «Сколтеха» и многих других. Три команды студентов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ приняли участие в хакатоне и выиграли в двух кейсах.

С помощью ученых НИУ ВШЭ и Сбера преподаватели смогут повысить качество онлайн-обучения

Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка научились определять вовлеченность участников онлайн-мероприятий. Метод, основанный на анализе видео лица, помогает выявить, насколько слушатель заинтересован в материале. Научная статья о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной конференции по искусственному интеллекту в образовании — AIED 2024.

Вышка расширит сотрудничество с Агентством стратегических инициатив для разработки передовых решений

В Высшей школе экономики прошел День знакомства университета и Агентства стратегических инициатив (АСИ). Стороны представили свои исследовательские и аналитические проекты и наметили направления совместной работы. Задача ученых и экспертов — повысить эффективность и ускорить внедрение в практику прорывных научных разработок по широкому спектру направлений — от экономических прогнозов до нейропротезирования.

Исследователи НИУ ВШЭ и Сбера добавят эмоций искусственному интеллекту

Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка разработали специальную систему, которая с помощью больших языковых моделей сделает искусственный интеллект (AI) более эмоциональным при общении с человеком. Синтезом AI-эмоций займутся набирающие популярность мультиагентные модели. Научная работа о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной совместной конференции по искусственному интеллекту — IJCAI 2024.

Вышка и «Яндекс» научат преподавателей российских вузов ИИ-грамотности

«Яндекс Образование» и факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ (ФКН ВШЭ) создали совместный онлайн-гайд, посвященный промптингу — формулированию запросов к нейросетям. Он доступен всем на платформе «Яндекса» и в первую очередь будет полезен преподавателям, которые никогда не пользовались GPT в работе или только начинают применять ИИ-инструменты. Как правильно создать запрос к нейросети? Как грамотно использовать GPT-модели в образовательных целях? Какие задачи преподаватели могут решать с помощью искусственного интеллекта? Гайд отвечает на эти и другие вопросы по работе с нейросетями.