«Учеба дает силы работать дальше и вдохновляет»
Репутация у вышкинской магистратуры «Современная филология в преподавании литературы в школе» необычная. С одной стороны, учителя-словесники говорят о ней как об элитарной образовательной программе, с другой — как об абсолютно доступной. Руководители программы Константин Поливанов и Евгения Абелюк отмечают, что расхождение тут кажущееся.
При том, что содержание образования на магистерской программе «Современная филология в преподавании литературы в школе» эксклюзивное и сложное, поступить на программу нетрудно, а учиться радостно: занятия для учителей бесплатные, принимают — по портфолио, отношения с преподавателями комфортные, коллегиальные.
Константин Поливанов
Однако, по словам многих магистрантов, решиться поступать в НИУ ВШЭ им было непросто. И это несмотря на привлекательность программы. Уже состоявшиеся профессионалы, работающие в школе не один год (возрастного ценза в магистратуре нет!), должны были сами «сесть за парту».
Думаем, что отважившиеся не ошибались. Практически все студенты и выпускники говорят об особой атмосфере, о том, что учеба дает им силы работать дальше, вдохновляет. А значит, ожидания были обоснованными.
Это субъективные результаты. А объективные какие?
Ежегодно к руководителям программы обращаются коллеги из самых престижных московских школ — просят порекомендовать учителей. Это неслучайно…
С тех пор, как Денис Подкопаев закончил учительскую магистратуру и стал работать в Лицее НИУ ВШЭ, ученики уже 4 раза признавали его лучшим преподавателем: в 2018-м, 2019-м, 2020-м и 2021-м годах.
Наталья Храмцова (школа «Летово») в этом году выпустила первых своих абитуриентов по Программе Международного Бакалавриата (IB), и результаты очень успешные.
В этом году в обновленное жюри Всероссийской олимпиады по литературе вошло сразу три бывших студента ОП «СФвШО»: Марина Конина (С.-Петербург), Наталья Францова (Курск) и Павел Прохоренко (Москва).
Евгения Абелюк
Воспитанники программы работают в самых разных методических и филологических проектах. Очень многие приняли участие в создании материалов по литературе для Цифровой школьной платформы, так называемого Сберкласса. Назовем Елену Мирецкую, Нину Гущину, Анну Волкову, Ирину Морозову, Дарью Калинину, Наталью Храмцову. И это далеко не все.
Елена Нечаева создала интернет-ресурс (Не)Стихнет. Его содержание раскрывает подзаголовок: «Хорошие стихи для хороших уроков». Кстати, поначалу проект появился как приложение к магистерской диссертации на тему «Анализ "детской" поэзии на уроке литературы в средней школе и формирование культуры чтения». Заинтересованные лица найдут здесь тематические подборки стихотворений: о поэтах; книгах; картинах; музыке; о красоте обычных вещей; о гаджетах и прочих современных реалиях; о болезнях, инфекциях и всяческих микробах; о дорогах, странствиях и путешествиях. И это тоже далеко не все. А еще есть разнообразные задания. По литературе: стихотворения с неожиданным финалом, поэтические инструкции и рецепты, стихи-диалоги, стихи с цитатами и аллюзиями. По русскому языку: например, орфографические разминки. Есть рубрика «Анализируй это!», в которой собраны стихи с заданиями для совместной работы учителя и ученика или для самостоятельной работы.
А вот еще одно начинание. На факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ появился мегапроект «Литература как культурная практика и социальный опыт». Один из подпроектов посвящен созданию словесно-визуального комментария к произведениям русской литературы 1920-х годов — выполняют его студенты программы «Современная филология в преподавании литературы в школе» (руководитель Евгения Абелюк). А к ним подключились и многие выпускники программы! Надеемся, что у этого коллектива все получится, а участие в профессиональных научно-исследовательских проектах со временем станет для учителей, склонных к исследованию, нормальной практикой.
И последнее. С этого учебного года у филологической магистратуры для учителей кроме литературоведческого появляется лингвистический трек: в основе программы этого направления — вопросы, связанные с русистикой и методикой преподавания русского языка в школе. Курирует его Анна Выборнова. Придуманная ею программа уже опробирована оффлайн в 179-й московской школе, а онлайн — в «Фоксфорде». Пожелаем и этому проекту успеха у учителей!