Академические знания — всем желающим
1 октября состоялась презентация электронного курса по институциональной экономике "Эконлайн" и серии задачников по институциональной экономике, организованная Лабораторией институционального анализа ГУ-ВШЭ.
Открывая презентацию, заведующая Лабораторией институционального анализа (ЛИА) ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич поблагодарила большой авторский коллектив, который работал над "бумажным" изданием задачника и электронным курсом "Эконлайн".
Мария Юдкевич рассказала, что "Эконлайн" представляет собой полное методологическое сопровождение курса по институциональной экономике, доступное каждому в Интернете и на дисках. Состоит он из электронной версии учебника по институциональной экономике (Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики: Институты, сети, трансакционные издержки и контракты). В комплект входит задачник, содержащий тестовые вопросы для проверки знаний, задачи и кейсы. Задачник связан с учебником системой взаимных ссылок.
Авторы отдавали себе отчет в том, что важно не только содержание, но и форма. Продукт должен быть таким, чтобы с ним приятно было работать. В результате долгих творческих обсуждений "Эконлайн" приобрел оболочку привычных современным студентам блогов. Выдержан он в стиле "живого журнала".
Электронный курс вышел полгода назад, но презентацию решили провести только сейчас. Такая выдержка авторов была вознаграждена — за это время они получили подтверждение, что идея их востребована и продукт работает. Сейчас к электронному курсу постоянно обращается около четырехсот зарегистрированных пользователей.
Авторский коллектив работал над проектом более двух лет. Работа эта, по словам Марии Юдкевич, была поистине коллективной и приносила огромное удовольствие всем участникам. И дело не только в том, что за это время каждый приобрел много новых полезных навыков, в том числе и технических, но и в том, что проект получил огромную поддержку с разных сторон.
В завершении своего выступления Мария Юдкевич поблагодарила за поддержку проекта Инновационную образовательную программу и Издательский дом ГУ-ВШЭ.
Учебник по институциональной экономике |
Елена Иванова сообщила, что в следующем году планируется выход второй части учебника по институциональной экономике.
Мария Юдкевич с улыбкой заметила, что важным ноу-хау бумажной версии задачника является то, что состоит он из четырех небольших частей, а это позволило всем авторам одним махом записать в свой послужной список четыре публикации, а не одну.
Если же говорить серьезно, то и для студентов куда удобнее работать с четырьмя компактными задачниками, каждый из которых соответствует определенной главе учебника, нежели с одним неподъемным томом.
Говоря о содержании представляемого издания, заведующий кафедрой высшей математики на факультете экономики ГУ-ВШЭ профессор Фуад Алескеров высказал пожелания ко второму тому учебника: он бы хотел видеть в нем проработанную теорию заключения контрактов. Ведь в России так мало людей, которые по-настоящему хорошо знакомы с этой теорией.
Мария Юдкевич сообщила, что электронный курс содержит задачи совершенно разного уровня. Каждый пользователь может выбирать, какие задачи ему решать, исходя из собственного уровня подготовки. Либеральность и демократичность курса еще и в том, что любой зарегистрированный пользователь может оставлять свои комментарии, самостоятельно линковать материалы, которые, по его мнению, связаны между собой. А преподаватели могут оставлять на форуме свои задачи.
Собравшихся заинтересовал вопрос об авторских правах и патентах.
Мария Юдкевич скромно заметила, что про получение патента авторы не думали. Что же касается авторских прав, то в википедию, где каждый желающий имеет возможность дописывать статьи, "Эконлайн" пока превратиться не может, так как возможность дописать главу в учебник у пользователей отсутствует. В остальном же продукт максимально открыт.
Фуад Алескеров |
На это отреагировал проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин. По его мнению, это только хорошо, когда крадут такие идеи! Ведь распространение идей и информации отнюдь не простая задача. И, действительно, с одной стороны, задача университета не скрывать, а распространять информацию, с другой, если идею украли, значит, идея эта стоящая.
Согласился с этим и первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев. Академическое знание должно быть максимально открытым. Конечно, признался В.Радаев, иногда бывает обидно за украденные идеи, но когда никто на твои тексты внимания не обращает и их не крадет, становится не менее обидно. Кроме того, если настаивать на авторских правах, то надо быть готовым за эти права бороться. А многие ли из нас готовы идти в суд, например?
В завершении презентации Мария Юдкевич поблагодарила всех собравшихся и высказала предположение, что труд тех, кто работал над "Эконлайном", не останется неоцененным.
Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Виктории Силаевой
Вам также может быть интересно:
Институциональная экономика
Зачем люди придумывают себе правила и механизмы принуждения к их соблюдению.
20%
слушателей курса ВШЭ «Институциональная экономика» на Coursera успешно сдали итоговый экзамен. Это в два раза больше, чем в среднем по всем курсам, которые предлагает Coursera миру.
«Представления, которые существовали лет 20 назад, оказались очень упрощенными, и поэтому — неверными»
На 16-й ежегодной конференции Международного общества по новой институциональной экономике (International Society for New Institutional Economics), состоявшейся в Лос-Анджелесе, ВШЭ была представлена 9 докладами. О конференции рассказывает заведующий Лабораторией прикладного анализа институтов и социального капитала ВШЭ Леонид Полищук.
«Стараюсь вести занятия в приподнятом настроении»
Илья Прахов, преподаватель кафедры институциональной экономики, стал — согласно опросу студентов — лучшим преподавателем 2011 года на факультете государственного и муниципального управления ВШЭ.
«Работа будет идти независимо от того, где я нахожусь»
Профессор Университета Джорджа Мэйсона (США) Джон Най, который стал научным руководителем Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ ВШЭ, рассказывает о своем видении деятельности лаборатории и о требованиях к студентам, желающим присоединиться к проекту. Документы на конкурсный отбор необходимо прислать до 10 апреля.
«Участники не ждали от семинара сиюминутной отдачи»
С 3 по 7 мая в Высшей школе экономики проходил Семинар по институциональной экономике Института Рональда Коуза (США), традиционно проводимый в ключевых национальных исследовательских университетах по всему миру. В десятый, юбилейный, год работы института соорганизатором такого семинара стала Вышка. Комментарий одного из экспертов семинара, директора по академическому развитию ГУ-ВШЭ Марии Юдкевич.
У российских экономистов есть уникальные преимущества
5 мая в ГУ-ВШЭ прошел круглый стол «Новая институциональная экономика: навстречу современным и будущим вызовам» («New Institutional Economics: Confronting Current and Future Challenges»).
Инструментальные методы в институциональной экономике
20 марта заканчивается прием заявок на участие в Летней школе институционального анализа (RSSIA-2010), которую Лаборатория институционального анализа экономических реформ ГУ-ВШЭ в этом году проводит уже в четвертый раз. О том, что изменилось за четыре года и что ждет участников Школы в этом году, рассказывает Анна Бальсевич, координатор RSSIA-2010.
Одинцова М. И. Институциональная экономика. Учебное пособие. 3-е изд. М.: ГУ-ВШЭ, 2009
Учебное пособие представляет собой введение в курс институциональной экономики. В соответствии со сложившейся традицией преподавания этой дисциплины в нем рассматриваются основные понятия институциональной теории — формальные и неформальные институты, трансакционные издержки, права собственности, контракты; предлагается институциональное объяснение фирмы, государства; освещаются проблемы развития институтов.
Летняя школа ЛИА «Институты, образование и рост». День первый
Астрахань, Благовещенск, Вологда, Санкт-Петербург, Москва и еще 20 городов — вот география участников летней школы институционального анализа, открытие которой состоялось вчера в подмосковном Конобеево.