Госзакупки: механизм расторжения контрактов должен стать прозрачным
Нормы о расторжении контрактов в сфере госзакупок плохо прописаны в законодательстве и оставляют заказчикам поле для злоупотреблений. 14 августа в НИУ ВШЭ прошло совещание рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам госрасходов и госзакупок.
7 июня 2013 года вступили в силу изменения в федеральный закон о госзакупках (94-ФЗ), связанные в том числе с порядком одностороннего расторжения контрактов по инициативе заказчика. Аналогичные положения относительно случаев и последствий расторжения контракта содержит закон о федеральной контрактной системе (44-ФЗ), вступающий в силу с 1 января 2014 года. Согласно им, поставщик, с которым контракт был расторгнут в одностороннем порядке, получает «черную метку» — включается в реестр недобросовестных поставщиков. Именно эти пункты настораживают экспертов больше всего.
«Закон предусматривает, что односторонний отказ от исполнения контракта осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, — напомнил Дмитрий Илюшин, эксперт Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. — Однако Гражданским кодексом предусматривается возможность такого отказа заказчика вообще без оснований».
Законом о госзакупках также фактически отменяется обязанность заказчика компенсировать подрядчику убытки, вызванные необоснованным односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Все это, по мнению эксперта, позволит недобросовестным заказчикам злоупотреблять своим правом и оказывать давление на контрагентов.
Участники совещания считают необходимым зафиксировать в законе исчерпывающий перечень «объективных» оснований для расторжения контракта, обязательное проведение экспертизы, если отказ связан с «качественными» основаниями, и процедуру внесудебного обжалования решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Другая проблема связана с введением обязательной экспертизы товара при расторжении контракта за ненадлежащее качество. «Экспертиза требует определенных знаний в каждой отрасли, и отдавать экспертизу чиновнику, который не владеет этими знаниями — прямой путь к коррупции», — считает Олег Сиваков (Торгово-промышленная палата РФ). На его взгляд, необходимо проведение экспертизы и при расторжении контракта по такому основанию, как «невозможность исполнения». В первых редакциях закона о федеральной контрактной системы, которые были согласованы палатой, такое положение было, но затем исчезло.
Жертвами шантажа со стороны недобросовестных заказчиков могут стать прежде всего малые предприятия, количество которых в России в последнее время и так сокращается, добавил Илия Димитров, исполнительный директор НКО «Ассоциация электронных торговых площадок».
По словам Веры Дьячок, начальника управления муниципального заказа Твери, чтобы процесс расторжения контракта в одностороннем порядке был прозрачным и подрядчик четко понимал, где он неправ, нужно ввести новые документы по приемке, оценке качества и экспертизе товара. А вот директор по закупкам ОАО «РусГидро» Сергей Янсон, уверен, что «проблема не в отсутствии новой инструкции, а в тотальном неприменении существующей инструкции приемки продукции». Юрист «РосПила» Анатолий Шашкин, в свою очередь, предложил разъяснить в законе, каким будет административный порядок обжалования в случае несогласия с односторонним расторжением контракта.
Таким образом участники совещания считают необходимым зафиксировать в законе исчерпывающий перечень «объективных» оснований для расторжения контракта, обязательное проведение экспертизы, если отказ связан с «качественными» основаниями, и процедуру внесудебного обжалования решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Основной процедурой закупок должен быть конкурс»
Госдума приняла правительственный законопроект о закупках, призванный упростить, ускорить и унифицировать закупочный процесс, а в дальнейшем — перевести его в электронную форму. О том, как изменится действующий закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», о доверии граждан к чиновникам и предложениях Вышки по реформе контрактной системы рассказал первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин.
«Выборное законодательство должно быть простым и понятным для избирателей»
24 апреля в рамках общеуниверситетского факультатива кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти состоялся мастер-класс председателя Центральной избирательной комиссии РФ Эллы Памфиловой. Новостная служба ВШЭ обобщила основные тезисы ее выступления.
В Высшей школе экономики появится Антикоррупционный центр
Его возглавит Алексей Конов. Центр займется научно-исследовательской, экспертно-аналитической и консалтинговой деятельностью в области противодействия коррупции, а также программами дополнительного профессионального образования, в частности, для государственных и муниципальных служащих.
«Мы хотим, чтобы проекты студентов имели экспертную и научную ценность»
В Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики ВШЭ в сентябре текущего года сменился руководитель. О том, как будет организована ее работа и какую роль в ней будут играть студенческие проекты, рассказывает заведующая лабораторией, общественный омбудсмен по противодействию коррупции Дина Крылова.
Стабильный рост
С 1997 года содержание УК РФ претерпело значительные изменения: было введено множество новых статей, а подавляющее большинство ранее существовавших подверглись значительной (в ряде случаев неоднократной) редакции или были исключены. Процесс обновления кодекса в профессиональных кругах называют новеллизацией. О масштабах и результатах новеллизации УК РФ написал в своем исследовании профессор кафедры уголовного права и криминалистики НИУ ВШЭ Сергей Маркунцов.
Высшая школа экономики представляет доклад «О системе закупок в Российской Федерации — 2014 год»
В течение 2014 года эксперты Высшей школы экономики совместно с группой специалистов и исследователей анализировали состояние системы госзакупок в России. По итогам проведенной работы впервые был подготовлен доклад, который впоследствии станет ежегодным.
Аукционы снижают цены при госзакупках
Во многих странах при организации государственных закупок предпочтение отдается конкурентным процедурам торгов, в первую очередь, аукционам. Замдиректора Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Елена Подколзина и младший научный сотрудник этого института Анна Бальсевич решили проверить, всегда ли аукционы являются оптимальной формой госзакупок. Доклад «Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках в России» будет представлен на стартовавшей 7 апреля XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Завершилась первая Зимняя школа антикоррупционной политики
26–31 января в подмосковном пансионате «Голицыно» прошла Зимняя школа антикоррупционной политики, организованная Центр «Трансперенси Интернешнл – Р» совместно с Проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики НИУ ВШЭ. В ней приняли участие студенты НИУ ВШЭ, МИФИ, РГГУ и других вузов. Подобные мероприятия проводятся с 2011 года, но зимой — впервые.
Затраты на проведение госзакупок в России слишком высоки
Госзакупки в России — дорогое удовольствие. Пытаясь уменьшить коррупцию, власти пошли на усложнение технических процедур и документооборота для госзаказчиков и поставщиков. Но для простых недорогих контрактов эти процедуры оказываются неэффективны, утверждают директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев и старший научный сотрудник этого института Ольга Балаева в статье «Сколько стоят процедуры госзакупок? Эмпирическая оценка с позиций заказчика».
19%
стоимости мелких госзакупок — это издержки, связанные с проведением конкурсного отбора поставщиков.