«Мы ожидаем нового качества работы»
Научный руководитель Института экономики недвижимости ГУ-ВШЭ Михаил Мишустин назначен руководителем Федеральной налоговой службы России. О нем, а также о том, каких изменений можно ожидать в работе налоговых служб с его приходом, рассказывает первый проректор ГУ-ВШЭ Александр Шамрин.
— Александр Тихонович, Михаил Мишустин имеет достаточно большой опыт государственной службы и работы в крупном бизнесе. А как складывались его отношения с Высшей школой экономики?
— Михаил Владимирович пришел в Вышку два года назад с идеей создать Институт экономики недвижимости. Идея эта показалась нам интересной, поскольку речь шла о создании инновационного учебного и исследовательского проекта: предполагалось, что институт станет не только подразделением дополнительного образования, но и будет проводить целую серию исследований в сфере экономики недвижимости. И надо сказать, что за два года в институте — при активном участии Михаила Владимировича — была создана великолепная команда специалистов и преподавателей, подготовлены уже четыре учебные программы и действительно активизировались исследования по тематике экономики недвижимости. Мы всерьез рассчитываем, что институт станет флагманом в этой сфере в России.
— Какова была роль Михаила Мишустина в этих исследованиях?
— Направление исследований отчасти объясняется научными интересами Михаила Мишустина — сфера развития налогообложения и развития системы кадастрового учета. Особенностью этих исследований является то, что научное внимание в них фокусируется на оценке объектов недвижимости, поскольку это фундаментальная вещь в формировании так называемых имущественных налогов. Сегодня они в России в полной мере не работают, но способны стать серьезной составляющей устойчивой налогооблагаемой базы — нефть наша может закончиться, а земля не закончится никогда и всегда будет иметь свою цену.
— Как вы можете оценить предыдущий опыт работы Михаила Мишустина в налоговом ведомстве?
— Находясь на посту замминистра по налогам и сборам с 1998 года, Михаил Владимирович сумел за достаточно короткое время много сделать в сфере налогового администрирования. Он создал единые информационные системы, которые сегодня уже кажутся обыденными — мы можем, используя информационные ресурсы налоговой службы, проанализировать налоговую историю любого гражданина России. Другой пример — это концепция «одного окна», которая стала внедряться в налоговых службах еще в начале 2000 годов, тогда как по другим направлениям обслуживания населения такие системы были запущены позже, а где-то только запускаются.
— После ухода из министерства по налогам и сборам Михаил Мишустин два года возглавлял Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости...
— Да, и нужно отметить, что буквально за несколько недель ему удалось провести оценку всех земель Российской Федерации, и все участки земли, которые находились в кадастровом учете, в настоящий момент переведены в электронные базы данных — это серьезная основа для оптимизации рынка земельных сделок. Также хочу напомнить, что в свое время были достаточно серьезные споры и ограничения по использованию электронных карт, карт Google и других похожих инструментов, и именно благодаря активному участию Михаила Владимировича этот вопрос бы разрешен, и мы теперь можем свободно пользоваться этими техническими средствами. Я думаю, что истинную значимость этого шага мы оценим позже, когда наконец начнем работать с землей как с серьезным инвестиционным ресурсом.
— Еще одним местом работы Михаила Владимировича было Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.
— Придя в агентство, он сумел на базе, созданной его предшественниками, по-настоящему «продвинуть» саму концепцию свободных экономических зон. Фактически с его участием эти зоны стали реально функционировать — заработали заводы в Калуге, Татарстане и Ленинградской области, в Дубне была создана особая технологическая зона.
— На ваш взгляд, стоит ли ожидать серьезных перемен в налоговой сфере с назначением Михаила Мишустина на новую должность?
— Говорят, что хорошая налоговая система — это консервативная налоговая система, и я полагаю, что кардинальных изменений в этом отношении ждать не стоит. Михаила Владимировича, наверное, можно назвать «революционером в душе» — он успешно проводил модернизацию систем управления на предыдущих местах своей службы, — но он все-таки человек государственный, понимающий, что резкие изменения не всегда уместны, даже если они затеваются из благих побуждений. Кроме того, не нужно забывать, что ФНС — это только часть большого фискального механизма, в который включены и министерство финансов, и министерство экономического развития, и другие структуры государственной власти. Поэтому решения о существенных реформах в этой сфере могут приниматься только коллегиально.
— А если говорить об изменениях в деятельности самой Федеральной налоговой службы?
— Прежде всего, мы ожидаем нового качества работы ФНС. Я полагаю, что и смена руководства налоговой службы не состоялось бы, если бы само правительство не было заинтересовано в новом качестве налогового администрирования. Хочу напомнить, что в свое время Михаил Владимирович, работая в команде министра Букаева, уже начинал реформу налогового администрирования, технологий сбора налогов и работы с налогоплательщиками. И мне кажется, что, хотя многого на этом пути удалось добиться, некоторые задачи остались не вполне решенными, и теперь у Михаила Владимировича появляется возможность довести их до логического завершения.
— Какие это задачи?
— Во-первых, это создание эффективных единых информационных ресурсов по налоговым сборам, которые бы позволяли, вне зависимости от текущего местонахождения налогоплательщика, аккумулировать сведения о всех его доходах, полученных на территории России. Во-вторых, это внедрение современных технологий обработки налоговой информации, создание центров обработки данных и сети технологических узлов по оперативному сбору и анализу такой информации. Мне кажется, Михаил Владимирович продолжит также реализацию своей идеи повышения качества сервиса, предоставляемого налоговыми службами. А решение этой задачи будет, в свою очередь, сопровождаться увеличением открытости работы налоговых структур. Во всяком случае, Михаил Владимирович всегда стремился к тому, чтобы деятельность государственных служб была прозрачной и понятной для населения.
— Что назначение Михаила Мишустина означает для Высшей школы экономики? Продолжит ли он свою работу в качестве научного руководителя Института экономики недвижимости?
— Безусловно, мы хотели бы, чтобы Михаил Владимирович продолжил научное руководство институтом, тем более что юридических препятствий для этого нет, и это будет далеко не первый подобный случай в практике университета — например, научным руководителем факультета права ВШЭ является председатель Высшего арбитражного суда России Антон Иванов. Более того, мы полагаем, что участие Михаила Мишустина в формулировании научных приоритетов института, направлений его развития и участие в практических исследованиях принесло бы пользу как институту, так и налоговой службе. Одним из направлений деятельности института мы видим разработку концепции эффективных методов оценки недвижимости, а впоследствии — разработку концепции введения и администрирования имущественных налогов. В этом смысле наше сотрудничество с Михаилом Владимировичем — это дорога с двусторонним движением, и мы надеемся, что не только он будет полезен нам как ученый и специалист с широким практическим опытом, но и мы будем полезны той федеральной службе, которую он теперь возглавляет.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Мишустин Михаил Владимирович — кандидат экономических наук, действительный государственный советник налоговой службы 2 ранга.
Родился в Москве 3 марта 1966 года.
В 1989 году окончил Московский станкоинструментальный институт (СТАНКИН) по специальности «системы автоматизированного проектирования».
С 1989 г. по 1992 г. — аспирант Московского станкоинструментального института.
1992–1998 гг. — директор тестовой лаборатории, заместитель генерального директора, председатель правления Международного компьютерного клуба.
1998–2004 гг. — заместитель министра Российской Федерации по налогам и сборам.
2004–2006 гг. — руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
2006–2008 гг. — руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.
С 2008 г по 2010 гг. — президент группы компаний UFG (ОФГ Инвест) и одновременно научный руководитель Института экономики недвижимости Государственного университета — Высшей школы экономики.
6.04.2010 распоряжением Правительства Российской Федерации назначен руководителем Федеральной налоговой службы.
Работая, на высоких государственных должностях М.В. Мишустин ведет интенсивную научно-методическую работу.
Он автор двух монографий («Информационнно-технологические основы государственного налогового администрирования в России», 2004 г; «Информационно-технологические основы имущественного налогообложения», 2007 г), соавтор учебного пособия «Налоговый контроль» (два издания — 2006 и 2008 гг.), опубликовано более 25 научных статей в изданиях: «Вопросы экономики», «Финансы», « Экономическая политика», «Экономические науки», «Налоговый курьер», «Консультант», «Корпоративные системы» и других.
По профессиональным вопросам реформирования налоговой системы, развития государственных услуг в электронном виде, развития кадастра объектов недвижимости и налогообложения недвижимости М.В. Мишустин неоднократно выступал на научно-практических конференциях и в средствах массовой информации.
Вам также может быть интересно:
Нефтяные метры
Стоимость жилой недвижимости в Москве зависит от цен на нефть, валютного курса и склонности населения к сбережениям. Как работает этот механизм, объясняют исследователи ВШЭ.
Пять фактов о студенческом жилье
Студенчество становится важным игроком на рынке арендного жилья, а появление университетского общежития в районе может радикально изменить среду.
«Для работы в Минэкономразвития нужна профессиональная подготовка и очень мобильный мозг»
Выпускник Вышки Олег Фомичев, нынешний заместитель министра экономического развития РФ, попытался сделать деятельность министерства ближе и понятнее людям и позволил своим подчиненным быть креативными в работе с такой консервативной дисциплиной, как экономика. О том, что представляет собой работа госчиновника и чем она может быть привлекательна для выпускника вуза, он рассказал в рубрике «Конструктор успеха».
Штрафы и доверие к государству стимулируют людей платить налоги
Высокий уровень доверия к госинститутам и серьезные штрафные санкции для неплательщиков способствуют росту собираемости налогов. К такому выводу пришел международный коллектив ученых в исследовании «Уплата налогов и доверие, межстрановой эмпирический анализ», которое представил завлабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин на международной научной конференции «Культура, многообразие и развитие».
«Риэлтором может стать любой коммуникабельный человек»
Что представляет собой работа в агентстве недвижимости и можно ли выучиться на риэлтора, рассказывает Инна Посаженникова, специалист по недвижимости группы компаний «МИЭЛЬ».
Свой дом или образование — о выборе приоритетов социальной политики
США в течение многих лет поддерживали стремление населения обзавестись собственным жильем. Германия этого не делала, зато помогала гражданам получить хорошее образование. Перевод статьи Джошуа Айзенмана и Илана Ноя.
Риэлторы и законы
В России не существует закона об ответственности риэлтора. Официально даже нет такой профессии, как риэлтор и определения риэлторской деятельности, его обязанностей и степени ответственности.
«Госслужба — это в первую очередь общение с людьми»
Екатерина Шмулевич, начальник отдела развития некоммерческого сектора экономики Минэкономразвития России, выпускница факультета государственного и муниципального управления ВШЭ, считает, что главное, чему учит Вышка, — это учиться самостоятельно.
Парыгина В.А., Тедеев А. А. Налоговое право. Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011
В учебнике излагаются основные понятия и институты налогового права России как самостоятельной отрасли российского права.
Группа №4 - бизнес и система госуправления
На заседании экспертной группы №4 «Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства» состоялось обсуждение докладов научного руководителя Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Вадима Волкова и заместителя директора Дирекции по экспертно-аналитической работе Сергея Плаксина.