Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач
С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.
«Сетевой анализ отличается от обычной статистики тем, что не предполагает независимости между наблюдениями. Как раз наоборот, он позволяет найти взаимоотношения там, где обычная статистика бессильна — между как минимум парами взаимосвязанных наблюдений, — говорит заведующая Международной лабораторией прикладного сетевого анализа Валентина Кускова. — Мы не только анализируем единицы, на которых собраны данные, но и находим связи между ними. Именно поэтому сетевые методы сильнее, чем простая аналитика: они в себя включают возможность реляционного (то есть отношенческого) подхода к анализу данных и позволяют формировать более глубокую картину происходящего, будь то анализ влияния блогеров на своих подписчиков или восприятие в обществе новой инициативы государства».
В программу летней школы были включены три компонента: теоретический (сетевая теория и теория сетей), методологический (методы анализа и программное обеспечение для анализа сетевых данных) и прикладной. Знания теории и методологии тут же использовались для разработки исследовательских проектов в зависимости от научных интересов участников. Например, старший преподаватель факультета экономики Нижегородского кампуса ВШЭ Татьяна Николаева собирается применять сетевой анализ в исследованиях сферы туризма, аспирант того же факультета Анастасия Еремина — в исследованиях государственных и муниципальных закупок.
Стэнли Вассерман, научный руководитель Международной лаборатории прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ
«Участники школы работали над различными проектами, связанными с сетевыми измерениями, — рассказывает Стэнли Вассерман. — Например, один проект был посвящен анализу рынка труда и проблеме поиска работы с точки зрения сетевого влияния — проще говоря, знаете ли вы людей, которые могут помочь вам получить работу. Другой рассматривал сетевое влияние на беременных женщин в Африке и их пищевое поведение. Будут ли женщины правильно питаться и принимать витамины, чтобы иметь здоровых детей, из-за социального влияния, которое их друзья оказывают на них, или нет? Сетевая информация — это все про отношения».
«Это уже четвертая школа по сетевому анализу, в которой я участвую, — говорит доцент факультета социальных наук ВШЭ Дмитрий Зайцев. — Методы, о которых здесь шла речь, я применяю в политических исследованиях. В отличие от традиционных статистических методов, которые применяются в политологии, — регрессии, корреляции и других, — сетевой анализ не редуцирует сложность социальных явлений. В ряде случае для политологов, социологов и других исследователей это единственная возможность подтвердить или опровергнуть те или иные гипотезы».
«Сейчас я провожу исследование, посвященное медиа-эффектам, и возникла идея использовать в нем сетевой анализ, которым я раньше вообще не занималась, — рассказывает заместитель декана факультета социальных наук ВШЭ Айгуль Мавлетова. — Благодаря летней школе я поняла, как это можно сделать. Идея исследования в том, чтобы выявить влияние медиа на политические аттитюды и политическое поведение студентов, и не только напрямую, но и через социальные сети индивида, через его круг общения. Без сетевого анализа здесь не обойтись».
В этом году Международная лаборатория прикладного сетевого анализа впервые набирает студентов на англоязычную магистерскую программу «Прикладная статистика с методами сетевого анализа», созданную по подобию образовательной программы по прикладной статистике в Университете Индианы. Слушатели программы смогут получить комплексные знания в области статического анализа данных и сетевого анализа. Программа подходит для специалистов из разных областей знаний: социологии, менеджмента, политологии и многих других социальных областей, где специалисты хотели бы научиться применять анализ данных, в том числе сетевых, для решения актуальных задач.
«Часто бакалаврские программы по нематематическим дисциплинам не дают достаточного инструментария — только общее понимание статистики, которого в практической деятельности оказывается недостаточно, — говорит Валентина Кускова. — Программа подойдет и математикам, но не всем — тем, кто хочет углубить свои навыки в области машинного обучения, например, нужно идти на ФКН, тем есть отличные программы. Но математики, которые хотели бы научиться ставить правильно задачи для решения в области консалтинга, например, будут у нас очень успешны: математические программы подготовки не учат ставить исследовательский вопрос, и этот пробел мы поможем восполнить».
«Наша новая магистерская программа шире, чем просто сетевой анализ, и включает в том числе и традиционную статистику, — говорит Стэнли Вассерман. — Программа подойдет людям, которые хотели бы углубиться в статистический анализ для решения реальных проблем. Она позволит им выйти на качественно новый профессиональный уровень и откроет новые карьерные возможности. Спрос на специалистов по работе с количественными данными в современном мире продолжает расти».
Подать документы на программу можно по 16 августа включительно. Условия поступления можно найти на сайте программы.
Вассерман Стэнли Шолом
Научный руководитель Международной лаборатории прикладного сетевого анализа
Зайцев Дмитрий Геннадьевич
Заместитель заведующего кафедрой публичной политики
Климова Айгуль Маратовна
Заместитель декана по науке факультета социальных наук
Кускова Валентина Викторовна
Заведующий лабораторией прикладного сетевого анализа
Николаева Татьяна Павловна
Старший преподаватель кафедры экономической теории и эконометрики (Нижний Новгород)
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.