Москва креативная: впереди Гонконга и Мельбурна, но далеко от Пекина и Лондона
Москва является не только официальной, но и креативной столицей России, здесь создается 54% добавленной стоимости креативной индустрии страны. Об этом говорится в докладе «Креативная экономика Москвы в цифрах». Его подготовили эксперты ВШЭ совместно с Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
11 мая в Москве, в особняке Федора Рихтера, был презентован доклад «Креативная экономика Москвы в цифрах». Об исследовании рассказали первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Леонид Гохберг, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ Евгений Куценко, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ Михаил Гершман и руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.
В последние годы роль креативной индустрии в экономике существенно выросла. В США и Китае формирующие ее отрасли производят около 4,2% ВВП, в Великобритании – 5,5%, в Италии – 3,8%, в России она составляет около 2,2%, рассказал Леонид Гохберг. К креативной индустрии чаще всего относят архитектуру, издательское дело, дизайн, моду, изобразительное и исполнительское искусства, музыку, кино и анимацию, разработку программного обеспечения и видеоигр, телерадиовещание, рекламу, музейную деятельность и иные виды деятельности.
Однако роль креативной индустрии не ограничивается вкладом в ВВП и созданием новых рабочих мест. Ее отрасли, подчеркнул первый проректор Вышки, создают смыслы и тренды развития общества и экономики. Поэтому важно поддерживать их развитие, особенно в крупных городах и столицах. Пандемия негативно повлияла на контактные сектора креативной экономики (театры, музеи, кино), но сегменты, базировавшиеся на высоких технологиях, сумели освоить новые бизнес-модели, а те же театры и музеи смогли предложить в сложных условиях новые форматы, которые останутся в арсенале креативной индустрии.
В представленном докладе раскрыты ключевые показатели креативной экономики Москвы, индивидуальные профили отдельных индустрий и данные об их достижениях на глобальном рынке, отметил в свою очередь Михаил Гершман. Авторы исследования базировались на официальных данных Росстата, таможенной и налоговой служб и базы «Спарк-Интерфакс», были также проведены микроисследования по отдельным организациям.
Москва является не только официальной, но и креативной столицей России, здесь создается 54% добавленной стоимости креативной индустрии нашей страны, подчеркнул Михаил Гершман. По оценкам исследования, в креативной индустрии Москвы работает 113 000 организаций и индивидуальных предпринимателей, в ней заняты 463 000 человек, а с учетом занятых творческим трудом представителей других сфер, цифра вырастет до 1 миллиона человек.
Общая выручка креативных отраслей столицы достигает около 3 трлн рублей в год. Лидер по добавленной стоимости (340 млрд руб.) – сектор IT-разработки и создания видеоигр. За ним идут реклама (306 млрд руб.) и телерадиовещание (181 млрд руб.).
Доля креативных индустрий в валовом региональном продукте составляет около 6,3%, что превышает аналогичный показатель строительства (3,9%). По этому показателю Москва опережает Гонконг и Мельбурн, но значительно отстает от Пекина и Лондона, где на «креатив» приходится 14% и 12,1% соответственно. Это отставание демонстрирует потенциал возможного роста креативного сегмента в экономике столицы, говорится в докладе.
Несмотря на высокий уровень развития креативной индустрии в столице, сальдо внешней торговли креативными товарами в Москве остается отрицательным, что показывает на высокий потенциал импортозамещения в этой сфере, считает Михаил Гершман.
Евгений Куценко рассказал об особенностях расположения организаций креативного бизнеса в Москве. Исследование показало, что расположение неподалеку от других компаний этого сектора и близость к торговым и бизнес-центрам являются ключевыми факторами для размещения фирм креативной индустрии. Остальные факторы (близость к метро, университетам и заведениям среднего профессионального образования, готовящим специалистов по соответствующим специальностям) слабее влияют на размещение агентов креативной индустрии.
Он считает, что важно стимулировать кооперацию внутри отдельных сфер креативной индустрии и сотрудничество между ней и другими отраслями экономики, в том числе с промышленными комплексами других регионов, чтобы повысить креативность экономики в целом.
Алексей Фурсин поблагодарил авторов доклада за его тщательную подготовку. По его словам, это первый шаг, который дает возможность подготовить комплексную и вместе с тем детализированную систему поддержки. Креативное предпринимательство отличается от традиционных сфер экономики, поэтому важны детали и персонализация. Чтобы сделать точечную, понятную и востребованную поддержку, важен портрет каждого элемента этой индустрии, в том числе и самозанятых, роль которых пока не изучена.
По мнению Алексея Фурсина, важными выводами доклада являются необходимость синергии, кооперации и вывод части креативной индустрии из ненаблюдаемого сектора. Это позволит даже в короткий период ускорить прирост экономики Москвы. Развитие незаметных ныне элементов креативной индустрии может стать среднесрочной и долгосрочной перспективой.
Он рассказал, что в конце мая – начале июня планируется создать первые центры госуслуг для креативных предпринимателей, где их будут обучать принципам и правилам бизнеса, и пообещал, что городские власти будут придерживаться проектного принципа поддержки и будут предоставлять ее быстро растущим бизнесам. Это позволит получить наибольший эффект, в том числе и за счет тех предпринимателей, которые не создают много рабочих мест, но задают тренды развития креативной экономики, – для них будут формироваться отдельные меры поддержки.
Леонид Гохберг подчеркнул необходимость изучения сфер экономики, не вписывающихся в привычные классификации. Подготовка доклада позволила создать систему проработанных измерений и количественных метрик. Он назвал главным фактором развития креативной индустрии достижение ее конкурентоспособности. Далеко не везде и всегда программы импортозамещения действуют эффективно, важнее не прямое замещение, а развитие собственного потенциала на высоком уровне.
«Экономика Москвы и даже всей России не даст достаточного рынка сбыта для креативной индустрии столицы. Мы выросли в культурной среде и понимаем, что российская культура – это конкурентоспособный продукт мирового класса. Вопрос – как это стимулировать», – сказал Леонид Гохберг. Он считает, что России следует стремиться к статусу привлекательной юрисдикции не только для IT-отрасли, но и для креативной индустрии. По его мнению, инновационная политика в России не очень эффективна из-за стремления к универсализации. Подходы, не учитывающие специфику определенных видов бизнеса, стратегии и размер компаний, не работают.
Однако Москва подходит к поддержке креативной индустрии системно и дифференцированно. Если столица подготовит портфель мер, в котором предприниматели в чувствительных и сложных сферах получат пакет поддержки и сервис, это позволит придать новый импульс развитию экономики города и распространить эти принципы на стимулирование новой экономики на всю страну, считает первый проректор ВШЭ.