Иванова Алина Евгеньевна
- Старший научный сотрудник, Заместитель директора центра:Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2009 году.
- Научно-педагогический стаж: 10 лет.
Полномочия / обязанности
- проведение научных исследований в рамках проектов ЦПИО
- разработка инструментов измерений в рамках проектов ЦПИО
- преподавание
Образование
- 2013
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт Образования, специальность «Психология», квалификация «Магистр»
- 2009
Специалитет: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, специальность «Мировая экономика», квалификация «Экономист»
Достижения и поощрения
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2022)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2018)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2023-2024)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2022-2023, 2021-2022, 2020-2021, 2019-2020)
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2015-2016)
Конкурс лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2024, дополнительно отмеченная работа
Научный руководитель диссертационных исследований
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "37.04.01. Психология", направление "37.04.01. Психология"; 2-й курс, 2, 3 модуль)Анг
Psychometric Theories and Analysis of Test Items (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "37.04.01. Психология", направление "37.04.01. Психология"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Psychometric Theories and Analysis of Test Items (Маго-лего; 3, 4 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "37.04.01. Психология", направление "37.04.01. Психология"; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Национальные и международные программы оценки образовательных достижений (Маго-лего; 3 модуль)Рус
Psychometric Theories and Analysis of Test Items (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "37.04.01. Психология", направление "37.04.01. Психология"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Psychometric Theories and Analysis of Test Items (Маго-лего; 3, 4 модуль)Анг
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "37.04.01. Психология", направление "37.04.01. Психология"; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
Psychometric Theories and Analysis of Test Items (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "37.04.01. Психология", направление "37.04.01. Психология"; 1-й курс, 2-4 модуль)Анг
- Углубленная психометрика (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Проблемы измерений в образовании и психологии" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Психометрические теории и анализ тестовых заданий (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Проблемы измерений в образовании и психологии" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Психометрические теории и анализ тестовых заданий (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
Конференции
- 2018AERA 2018 The Dreams, Possibilities, and Necessity of Public Education (Нью-Йорк). Доклад: The ability to read numbers: A universal measure?
- 20172017 WERA Focal Meeting. Доклад: Behavior problems of students in primary school and their impact on academic achievement and progress: case of Russia
- 2016AERA 2016 Annual Meeting "Public Scholarship to Educate Diverse Democracies" (Вашингтон). Доклад: Equating iPIPS measures across different countries and cultures
- 201516 апрельская международная научная конференция НИУ ВШЭ (Москва). Доклад: Стартовая диагностика первоклассников России: дом, семья, дошкольный опыт (iPIPS)
16th Annual AEA-Europe Conference (Глазго). Доклад: The challenges of equating tests between Russia and Scotland
- 201440th Annual Conference IAEA 2014 (International Association of Educational Assessment): Assessment Innovations for the 21st Century. Доклад: The study of international Performance Indicators for Primary Schools (iPIPS): a trial in Russia
- "Дифференциация в динамично меняющихся системах высшего образования: вызовы и возможности", V Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (Москва). Доклад: Неоднородность системы российского высшего образования: введение в проблему и походы к оцениванию
Публикации31
- Статья Yulia Kuzmina, Alina Ivanova, Ilya Denisov. Academic Achievement of First Graders with Inattentiveness and Hyperactivity in Classes with Various Academic Compositions // Elementary School Journal. 2023. Vol. 123. No. 4. P. 538-562. doi
- Глава книги Kulikova (Ponomareva) A., Ivanova A., Orel E., Petrakova A. Inattentiveness Predicts Reading Achievement in Primary School, but with Hyperactivity/Impulsivity It’s More Complicated, in: The First Year at School: An International Perspective / Ed. by P. Tymms, T. Bartholo, S. Howie, E. Kardanova, M. Campelo Koslinski, C. Merrell, H. Wildy. Switzerland : Springer, 2023. doi P. 281-292. doi
- Глава книги Ivanova A., Kuzmina Y. The Effects of Class Composition on First-Graders’ Mathematics and Reading Results: Two Countries’ Cases, in: The First Year at School: An International Perspective / Ed. by P. Tymms, T. Bartholo, S. Howie, E. Kardanova, M. Campelo Koslinski, C. Merrell, H. Wildy. Switzerland : Springer, 2023. doi P. 293-305. doi
- Глава книги Ivanova A. The Use of iPIPS Data for Policy Assessment, Government Evidence-Based Decision Making and Pedagogical Use by Schools in Russia, in: The First Year at School: An International Perspective / Ed. by P. Tymms, T. Bartholo, S. Howie, E. Kardanova, M. Campelo Koslinski, C. Merrell, H. Wildy. Switzerland : Springer, 2023. doi P. 221-227. doi
- Статья Иванова А. Е., Пичугина В. К. Городская грамотность подростка — определение и способы измерения // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 101-132. doi
- Статья Иванова А. Е., Антипкина И. В. Декомпозиция трудности заданий теста читательской грамотности // Вопросы образования. 2023. № 3. С. 92-112. doi
- Статья Карданова Е. Ю., Иванова А. Е. Психометрические исследования: современные методы и новые возможности для образования // Вопросы образования. 2023. № 3. С. 8-19. doi
- Статья Иванова А. Е., Антипкина И. В., Абишева С. Дж., Абаева М. Қ. Навыки чтения первоклассников в России и Казахстане: кросс-культурное исследование // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 5. С. 107-120. doi
- Статья Kuzmina Y., Ivanova A., Georgijs K. Inattention, hyperactivity/impulsivity, and mathematics: Exploring gender differences in a nonclinical sample // Research in Developmental Disabilities. 2021. Vol. 119. Article 104107. doi
- Глава книги Иванова А. Е., Антипкина И. В., Федерякин Д. А. Декомпозиция читательских действий в инструменте измерения навыка чтения // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Ч. 1. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2021. Гл. 38. С. 189-193.
- Глава книги Соболева О. Б., Антипкина И. В., Иванова А. Е. Верификация правил скоринга в тесте смыслового чтения // В кн.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании Т. 2. Красноярск : Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета, 2020. Гл. 42. С. 232-235.
- Статья Иванова А. Е., Карданова Е. Ю. Изучение возможности проведения межстранового сравнительного исследования навыка чтения у учащихся на входе в школу // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 8-36. doi
- Статья Kuzmina Y., Ivanova A., Kaiky D. The effect of phonological processing on mathematics performance in elementary school varies for boys and girls: Fixed‐effects longitudinal analysis // British educational research journal. 2019. Vol. 45. No. 3. P. 640-661. doi
- Статья Иванова А. Е., Карданова-Бирюкова К. С. Создание русскоязычной версии международного инструмента оценивания ранних навыков чтения // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 93-115. doi
- Статья Ivanova A., Kardanova E., Merrell C., Tymss P., Hawker D. Checking the possibility of equating a mathematics assessment between Russia, Scotland and England for children starting school // Assessment in Education: Principles, Policy and Practice. 2018. Vol. 25. No. 2. P. 141-159. doi
- Статья Vasilyeva M., Dearing E., Ivanova A., Shen C., Kardanova E. Testing the family investment model in Russia: Estimating indirect effects of SES and parental beliefs on the literacy skills of first-graders // Early Childhood Research Quarterly. 2018. No. 42. P. 11-20. doi
- Препринт Kuzmina Y., Ivanova A., Kaiky D. The effect of phonological ability on math is modulated by socioeconomic status in elementary school / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2018.
- Статья Kuzmina Y., Ivanova A. The effects of academic class composition on academic progress in elementary school for students with different levels of initial academic abilities // Learning and Individual Differences. 2018. No. 64. P. 43-53. doi
- Статья Иванова А. Е. Валидизация опросника поведенческих характеристик младших школьников // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 86-95. doi
- Статья Карданова Е. Ю., Иванова А. Е., Сергоманов П. А., Канонир Т., Антипкина И. В., Кайкы Д. Н. Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу. По материалам исследования iPIPS // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 8-37. doi
- Статья Иванова А. Е. Проблема сопоставимости результатов в международных сравнительных исследованиях образовательных достижений // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 2. С. 68-81.
- Препринт Kuzmina Y., Ivanova A., Antipkina I. DIRECT AND INDIRECT EFFECTS OF PHONOLOGICAL ABILITY AND VOCABULARY KNOWLEDGE ON MATH PERFORMANCE IN ELEMENTARY SCHOOL / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2017.
- Глава книги Иванова А. Е., Антипкина И. В., Кузьмина Ю. В. Фиксация неравенства в начальных классах: обучение в «обычных» и «престижных» школах // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. Гл. 2.2. С. 82-104.
- Препринт Orel E., Brun I. V., Kardanova E., Ivanova A. Noncognitive Development of First Graders and Their Cognitive Performance / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2016.
- Статья Иванова А. Е., Кузнецова М. И., Семенов С. В., Федорова Т. Т. Факторы, определяющие готовность первоклассников к школе и факторы, ее определяющие: выявление региональных особенностей // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 84-105.
- Статья Carnoy M., Khavenson T., Ivanova A. Using TIMSS and PISA results to inform educational policy: a study of Russia and its neighbours // Compare: A Journal of Comparative and International Education. 2015. Vol. 45. No. 2. P. 248-271.
- Статья Иванова А. Е., Нисская А. К. Стартовая диагностика детей на входе в начальную школу и оценка их прогресса в течение первого года обучения // Школьные технологии. 2015. № 2. С. 161-168.
- Препринт Aleskerov F. T., Froumin I., Kardanova E., Ivanova A., Myachin A. L., Serova A. V., Yakuba V. I. Heterogeneity of the educational system: an introduction to the problem / Издательский дом ВШЭ. Series WP7 "Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике". 2014.
- Препринт Kardanova E., Ivanova A., Merrell C., Hawker D., Tymms P. The Role Of The Ipips Assessment In Providing High Quality Value Added Information On School And System Effectiveness Within And Between Countries / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2014. No. WP BRP 20/EDU/2014.
- Глава книги Алескеров Ф. Т., Иванова А. Е., Карданова Е. Ю., Мячин А. Л., Серова А. В., Фрумин И. Д., Якуба В. И. Неоднородность системы образования: введение в проблему // В кн.: XII Всероссийское совещание по проблемам управления. ВСПУ-2014. Москва, 16-19 июня 2014 г.: Труды [Электронный ресурс]. М. : Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2014. С. 9381-9385.
- Глава книги Froumin I., Kardanova E., Enchikova E. S., Ivanova A. Academic heterogeneity of universities freshmen, in: INTED 2013 Proceedings. 7th International Technology, Education and Development Conference. Valencia, Spain. 4-5 March, 2013. Валенсия : IATED, 2013. P. 447-465.
Опыт работы
2016 – по наст.время: преподаватель, НИУ ВШЭ, Институт образования
2013 – по наст.время: научный сотрудник, Центр психометрики и измерений в образовании, Институт образования, НИУ ВШЭ
2009-2013 - редактор научно-образовательного портала, НИУ ВШЭ
Информация*
- Общий стаж: 14 лет
- Научно-педагогический стаж: 10 лет
- Преподавательский стаж: 7 лет
Проекты
Использование контекстной информации и информации из цифровой среды оценивания при измерении индивидуального прогресса учащихся начальной школы с помощью цифровых технологий. 2020-2022. Грант РФФИ.
Оценивание общекультурных компетенций учащихся в сфере среднего профессионального образования. Проект Министерства Просвещения. 2020.
“СТАРТ: Выстраивание индивидуальной траектории ребенка на старте обучения в начальной школе”. Проект НИМРО Новосибирск. 2019-2020.
Академическая успешность младших школьников с проявлением синдромов невнимательности, гиперактивности и импульсивности (СДВГ) в разных условиях обучения. Проект Правительства Москвы 2019-2020.
Исследование эффективности использования цифровой образовательной платформы для начальной школы «Яндекс.Учебник». 2019.
Оценивание лидерских компетенций для участников отборочного этапа проекта «Остров 10 – 21» НТИ Университета “20.35”. 2018.
Инженеры человеческих знаний: специальный выпуск журнала «Вопросы образования» рассказывает о психометрических исследованиях
Без точных измерений не бывает науки, а психометрика создает инструменты и методы анализа данных в психологии и образовании. Новый выпуск журнала «Вопросы образования», под редакцией Елены Кардановой и Алины Ивановой, полностью посвящен тому, как эти инструменты и методы помогают совершенствовать учебный процесс.
Сюрпризы младшей школы: международные эксперты о том, что важно в первом классе
Педагогам важно знать, как улучшить образование с самого начала — например, в каком возрасте детям лучше идти в школу, когда учить их читать и знакомить с арифметикой. К тому же, необходимо оценить качество обучения детей, и здесь наука все еще совершенствует свои методы.
Тест в большом городе: психометрики Инобра создали инструмент для оценки «городской грамотности» подростков
Грамотность — модное понятие: часто можно услышать об экологической, финансовой и многих других грамотностях. Все вместе они помогают человеку благополучно жить и добиваться успеха в разных сферах. Не так давно эксперты заговорили о городской грамотности, потому что жизнь в мегаполисе требует многих умений, от цифровых до тех, что связаны со здоровьем. А теперь городскую грамотность детей и подростков можно будет измерить — инструмент для этого разработали психометрики Инобра под руководством Алины Ивановой и экспертном участии Виктории Пичугиной.
Измеряем и проверяем: новый номер «Вопросов образования» рассказывает сразу о нескольких инструментах оценивания
Пожалуй, главная тема номера — измерения в школе и за ее пределами. Светлана Авдеева и Ксения Тарасова рассказывают об инструменте измерения цифровой грамотности , созданном лабораторией Инобра. Александра Бочавер и Оксана Михайлова адаптировали для России опросник, который позволит оценить степень выгорания школьников . Еще один в чем-то неожиданный предмет измерений — городская грамотность : как ее оценивать, рассказывают Алина Иванова и Виктория Пичугина.
Inattentiveness in Girls Has a More Serious Impact on Mathematical Achievement than in Boys
Scientists from the Institute of Education at HSE University have shown that children with high levels of inattentiveness demonstrate lower performance in mathematics in primary school, and that this underachievement is more pronounced in girls than in boys. A similar correlation was not observed in the case of hyperactivity.
Невнимательность у девочек, в отличие от мальчиков, сильнее сказывается на успеваемости по математике
Ученые Института образования НИУ ВШЭ показали, что дети с высоким уровнем невнимательности демонстрируют более низкие достижения в математике в начальной школе, и это отставание больше выражено у девочек, чем у мальчиков. Для гиперактивности такой закономерности не обнаружено.
iPIPS с нами: межстрановое сравнительное исследование для младших школьников вписали в российский контекст
Успехи наших первоклашек и их сверстников из англоязычных стран теперь возможно сравнивать. Российские ученые разработали русскоязычную версию международного инструмента iPIPS (international Performance indicators in Primary Schools), позволяющего проводить диагностику детей на входе в школу и оценивать их прогресс за первый год обучения. Создание национальных версий этого инструмента открывает возможности изучать и сравнивать достижения детей на старте учебы и выявлять факторы успешности — следует из диссертации, которую защитила научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Алина Иванова.
В интернете обмануть меня не сможешь
В какую соцсеть ни зайдешь, обязательно встретишь приглашение чему-то учиться – платно или бесплатно, на курсах или в онлайн-школах… Их все больше, конкуренция все жестче: каждый пытается завлечь побольше клиентов и доказать, что его решения работают. А как на самом деле? Оценить качество онлайн-курсов и технологий смогут выпускники нового майнора «Исследователь в EdTech». Для бакалавров Вышки его запустили психометрики Инобра и Яндекса.
Школу и вуз ждут великие измерения
Аспирантская школа по образованию ВШЭ продолжает набор на трек «Измерения и оценивание в образовании». Те, кто на него поступит, смогут участвовать в нескольких масштабных проектах по созданию новых инструментов измерений в образовании. Их запуск поможет лучше представить российские вузы в мировых рейтингах, повысит мобильность студентов и даст больше шансов выпускникам с российскими дипломами. А инструмент для школы позволит учителям точнее настраивать учебную программу под каждого ученика. Для аспирантов Инобра – это возможность начать научную карьеру с масштабных проектов и стабильной работы в Центре психометрики и измерений в образовании. О трех новых проектах рассказали сотрудники центра Елена Карданова, Екатерина Орел и Алина Иванова.
Российским регионам не хватает психометрики
Об успехах и трудностях российской психометрической школы рассказала научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Алина Иванова на международной конференции в Торонто: на ней ведущие психометрики мира разбирали свои «национальные кейсы».
How Child’s Phonological Ability Impacts Their Aptitude in Math
A recent study by IOE experts Alina Ivanova, Diana Kaiky and Yulia Kuzmina finds a link between the phonological ability of school starters (e.g., sensitivity to the sound composition of speech, the ability to identify individual sounds and syllables, etc.) and their capacity in math. The socio-economic status of the child’s family turns out to be an important modulator in the phonology–math relationship, the study suggests.
The Relationship Between Phonology and Mathematics
What Determines a First Grader’s Success
Связь фонологии и математики
От чего зависят успехи первоклассника
Building bridges to future educational assessment: сотрудники ЦМКО на международной конференций Европейской Ассоциации образовательного оценивания AEA-Europe
C 7 по 11 ноября в сразу в двух городах Голландии, Арнеме и Неймегене, прошла 19ая конференция Association for Educational Assessment – Europe. Конференция обединяет исследователей и практиков в области образовательного оценивания. Сотрудники Центра мониторинга качества образования выступили с докладами и познакомились с последними тенденции психометрики в образовании.
Выпускники аспирантуры НИУ ВШЭ получили дипломы об окончании обучения
В этом году аспирантуру в московском кампусе НИУ ВШЭ окончили 117 человек. 1 ноября они получили дипломы об окончании обучения. Часть из них уже защитила диссертацию по новой процедуре, введенной в Вышке в этом году, остальным предстоит сделать это в течение года.
Первоклассная галерея
О чем говорят навыки детей на старте учебы
Конференция в Ереване
Руководство Центра мониторинга качества образования, Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов и Елена Карданова, а также сотрудники Центра Алина Иванова и Ирина Брун приняли участие в конференции в рамках технической поддержки Российской программы содействия образованию в целях развития (READ 2).
Дети богатых родителей лучше учатся в школе
Чем больше книг в семье, богаче родители и лучше их образование, тем выше шансы у детей хорошо учиться
Institute of Education Researchers Attend Meeting of American Educational Research Association
Elena Kardanova, the director of the Centre of Education Quality Monitoring, and Alina Ivanova, junior research fellow of the same centre, have participated in the annual meeting of the American Educational Research Association (AERA) held in Washington, DC. The conference dedicated to ‘Public Scholarship to Educate Diverse Democracies’ took place on April 7–12 and gathered around 14000 participants from all over the world.
Психометрический анализ результатов тестирования: основы теории и работа со специализированным программным обеспечением
Краткосрочная программа повышения квалификации для слушателей из стран СНГ и регионов России.
Пилотное тестирование iPIPS в Новгородской области
14-18 октября состоялась поездка сотрудников Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ и группы студентов магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» в Великий Новгород. Целью поездки было проведение пилотного тестирования инструмента iPIPS на выборке новгородских первоклассников.