• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Студенты могут участвовать в реальных проектах»

В Высшей школе экономики проведен очередной мониторинг студенческой жизни. В частности, у студентов выясняли, насколько им интересно участие в научной работе подразделений университета. Комментирует проректор ВШЭ Мария Юдкевич.

Напомним, что в ноябре прошлого года студенты Высшей школы экономики приняли участие в ежегодном осеннем этапе Мониторинга студенческой жизни. В ходе исследования было опрошено 3259 человек, что составляет около 29% от всей численности обучающихся. Центр внутреннего мониторинга (ЦВМ) ВШЭ выражает благодарность тем, кто высказал свою точку зрения на условия обучения в университете, рассказал о своей активности и существующих проблемах. Результаты осеннего этапа Мониторинга студенческой жизни 2010 опубликованы на странице ЦВМ.

В анкетах многие студенты высказали пожелание узнать о результатах мониторинга и понять, как эти результаты используются руководителями университета в их деятельности, и сотрудники ЦВМ попросили проректоров и руководителей различных подразделений ВШЭ прокомментировать результаты исследования. Одним из первых комментариев стало интервью с проректором ВШЭ Марией Юдкевич.

— Мария Марковна, вы курируете в университете, в том числе, развитие научной работы студентов. Почему Вышке важно, чтобы студенты участвовали в научных исследованиях?

— Сразу отмечу, что в различных университетах, в том числе и за рубежом, отсутствует какое-то устоявшееся мнение относительно необходимости в том, чтобы студенты занимались наукой. Скажем, во многих очень хороших и «топовых» американских университетах, например, входящих в Лигу плюща, студенты бакалавриата нечасто занимаются научной работой, и считается, что их основное дело — учиться. В других университетах, наоборот, считается очень правильным, если студенты начинают вовлекаться в научную деятельность с первых курсов. Нам ближе второй путь (хотя он не единственно возможный), и я поясню почему.

Во-первых, как бы патетично это ни звучало, мы заинтересованы в том, чтобы во время обучения открыть всем студентам как можно больше разнообразных траекторий и возможностей попробовать себя. На это нацелены ярмарки карьеры, проектно-учебные лаборатории, различные проекты, клубы, кружки и прочее. Мы считаем, что каждый студент должен в чем-то себя найти, и возможностей для этого должно быть много. Во-вторых, мы заинтересованы в своей репутации, и наша репутация — это, конечно же, наши выпускники, это предмет нашей заботы и гордости. Сейчас, возможно, еще сохраняется такой стереотип, что лучший выпускник — это человек, который кучу денег зарабатывает на крутом месте работы. Но настоящий исследовательский университет — это все-таки университет, выпускники которого работают, преподают, занимаются исследованиями и учатся в лучших университетах по всему миру. Такие примеры уже есть, надеемся, что их станет больше, и наша задача — создать условия для того, чтобы у студентов было как можно больше возможностей себя в этом реализовать.

— Как показывают результаты мониторинга, более четверти студентов говорят о том, что им не очень бы хотелось принимать участие в научной деятельности подразделений. Как вы считаете, что дает участие в научной деятельности студентам?

— Прежде всего, мне кажется, что не очень корректно говорить о том, что привлекает, и о том, что не привлекает, если ты этого не попробовал. Потому что очень часто у человека есть какие-то стереотипы, и не всегда эти стереотипы совпадают с реальностью. Также не совсем корректно говорить, что «научная деятельность существует отдельно, а реальная жизнь — отдельно», подразумевая, будто те, кому хочется работать в бизнесе, не имеют ничего общего с теми, кому нравится заниматься научными исследованиями.

Если внимательно посмотреть на то, чему может научиться студент младших курсов, занимаясь научной деятельностью, то это качества, которые полезны и востребованы где угодно. Во-первых, это умение работать с различными источниками информации, умение читать и понимать тексты, навык рефлексии. Во-вторых, это умение работать с данными. Здесь, конечно, многое зависит от специфики факультета: это могут быть численные данные, если ты экономист или социолог; это могут быть абстрактные данные, если ты математик; могут быть текстовые или другие данные, если ты философ. В любом случае владение таким инструментарием обязательно поможет человеку в его деятельности и после обучения в университете. В-третьих, мне кажется, что очень многим людям (не только ученым) свойственно желание узнавать, учиться чему-то новому. И занятие научной деятельностью дает студенту возможность выйти за границы того, чем его «насильно кормят по комплексному меню». Это не значит, что это невкусно или неполезно, но научная деятельность точно расширяет окно возможностей. В-четвертых, это тайм-менеджмент. Умение оптимально распределять время между одинаково интересными для тебя вещами вроде учебы и работы очень помогает в будущем в карьере. В-пятых, это умение решать реальные задачи, у которых — и в науке, и в бизнесе — нет правильного ответа. Это умение ставить самому себе задачи и самому оценивать свое продвижение в их выполнении. Наконец, это умение работать в команде, умение учиться не только по книжкам или у преподавателя, а учиться у своих знакомых, коллег, пользоваться их результатами и критикой.

— Судя по данным мониторинга, многие студенты действительно осознали перспективность участия в научной деятельности, однако пока не включились в нее. Эта категория составляет примерно 60% учащихся. На вопрос о том, какие препятствия существуют для участия в деятельности научных подразделений, студенты чаще всего говорили о нехватке информации. Расскажите, каким образом студент сейчас может включиться в научную работу?

— Здесь может быть несколько вариантов. Во-первых, существуют научно-учебные лаборатории и практически везде можно свободно придти на их семинары, так как большинство лабораторий вполне открыты для новых участников. Список лабораторий можно найти на портале, также есть специальный буклет, который мы распространяем на различных мероприятиях. Получить его можно в электронном виде – на нашем сайте или в бумажном виде, обратившись в управление академического развития ВШЭ.

Я бы развеяла еще один миф о том, что лаборатория привязана к кафедре, кафедра — внутри факультета. Конечно, очень часто в некоторых лабораториях (но далеко не во всех), преобладают студенты с соответствующего факультета. Как правило, это происходит не в силу специально реализуемой политики, а потому как другие редко берут на себя смелость туда заглянуть. Когда это происходит, как правило, получаются очень удачные симбиозы, потому что человеку с другого факультета придется научиться чему-то дополнительно, а главное — он может внести что-то, чего не знают другие люди.

Как бы я рекомендовала действовать. Стандартная форма научной коммуникации — это, пожалуй, научный семинар. Лучше всего внимательно следить за объявлениями о научных семинарах и попросить включить тебя в рассылку — лаборатории с удовольствием это делают. Далее стоит посетить несколько семинаров, чтобы понять, нравится ли тебе атмосфера того или иного семинара. Если да, то стоит задуматься, как себя проявить: прочитать заранее работу, которая докладывается; попроситься на роль дискуссанта, выступить с докладом. В какой-то момент активность обязательно будет замечена.

Сейчас у нас формируется немалое количество международных научно-учебных лабораторий или просто международных лабораторий во главе с ведущими зарубежными учеными, которые сюда будут приезжать. Это — уникальная возможность, потому что это работа на уровне ведущих мировых стандартов, здесь студенты смогут и участвовать в реальных проектах, и подтянуть академический английский, и познакомиться с зарубежной академической культурой.

Наконец, в начале июня пройдет выездной семинар, участниками которого станут наиболее активные и интересующиеся научной деятельностью студенты — представители практически всех факультетов Вышки. Студенты, желающие принять участие в этом семинаре и послушать лекции ведущих профессоров ВШЭ, поучаствовать в мастер-классах и тренингах, подробнее узнать о возможностях поддержки студенческих научных инициатив, могут до 18 мая прислать письмо в управление академического развития (А.В. Гришина, agrishina@hse.ru), написав о том, чем вызвано желание принять участие в семинаре, а также об опыте участия в тех или иных научных проектах или инициативах в Вышке или за ее пределами.

— Около трети из тех студентов ВШЭ, которые уже занимаются научной деятельностью, говорят о том, что у них есть трудности с совмещением учебы и занятий наукой. Может ли университет как-либо помочь таким студентам, или это вопрос грамотного тайм-менеджмента?

— Это, конечно же, вопрос, в первую очередь, тайм-менеджмента, но вовсе не потому, что нас не волнует этот вопрос, а потому, что мы стараемся сделать максимум возможного в существующих условиях территориальной раздробленности университета и большой нагрузки.

Что бы я посоветовала: если у студента уже есть сложившийся научный интерес, то когда он выбирает курсовую работу или эссе по предметам, то ему, мне кажется, следует попробовать (даже если это связано с какими-то дополнительными издержками) выбрать тему, связанную с его интересами. Наверняка по многим темам, если немного включить креатив и воображение, можно найти компромиссный вариант.

— А что бы вы могли пожелать студентам, которые хотели бы включиться в научную деятельность (или пока не хотят, но в принципе рассматривают такой вариант)?

— Есть три вещи, которые я хотела бы сказать таким студентам. Первое: если вам кажется, что у вас сейчас на что-то не хватает времени, то имейте в виду, что вы сейчас переживаете самое спокойное время в жизни. Второе: мне кажется, что лучше что-нибудь попробовать, нежели потом переживать, что не попробовал. И третье. Очень просто двигаться в толпе, по поведенческим образцам и рутинам, которые показывают себя как успешные. Но пробиться на самую вершину можно, только выбирая свой собственный путь. Он может частично совпадать с путем толпы, но это должен быть ваш собственный выбор, обусловленный вашими мечтами и представлениями о жизни и работе, а не стихийное, стадное поведение.

Игорь Чириков, директор Центра внутреннего мониторинга ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новая лаборатория будет исследовать проблемы развития Москвы без оглядки на мнение городских властей

14 мая в Высшей школе урбанистики ВШЭ прошла презентация Лаборатории полевых исследований города ВШЭ, которая будет проводить исследования в сфере социологии и социальной географии, формируя новую коммуникативную площадку ученых, общественных деятелей, городских активистов и студентов.

«Высокие требования окупаются большими возможностями»

Какие возможности для построения научной карьеры открывает аспирантура ВШЭ? Чем она привлекает молодых ученых? О своем опыте обучения в аспирантуре рассказывают аспирант кафедры демографии Екатерина Митрофанова и аспирант кафедры макроэкономического анализа Ольга Кузнецова.

Ученый совет: конкурс ППС и регламенты работы

1 марта состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики.

Культура университетской памяти

В Высшей школе экономики создается виртуальная студенческая исследовательская лаборатория «Культура университетской памяти». Рассказывает куратор лаборатории Олег Захаров, студент магистерской программы ВШЭ «История знания в сравнительной перспективе».

«Мы предложили преподавателям простой и комфортный способ реализации проектов»

2 мая вступило в силу новое Положение о порядке создания и деятельности проектно-учебных групп (ПУГ) в НИУ ВШЭ, согласно которому отменены конкурсные процедуры на создание ПУГ и принцип софинансирования их деятельности со стороны университета. Об этом — в интервью Марины Ступниковой, начальника отдела организации инновационных проектов управления инновационной деятельности ВШЭ.

Как работают НУЛы?

19 декабря в Высшей школе экономики состоялась встреча ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова с руководителями и сотрудниками научно-учебных лабораторий (НУЛ) университета.

Первый опыт, который можно признать успешным

25 ноября в Высшей школе экономики открылась отчетная конференция Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) ВШЭ «Сравнительная социология в количественной перспективе».

Оптимизатор

5 октября прошла встреча руководства ВШЭ с Паносом Пардалосом, почетным профессором отделения индустриальной и системной инженерии Университета Флориды (США) — обсуждали перспективы деятельности Лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур, которая скоро начнет работать в Нижегородском филиале ВШЭ на средства гранта Министерства образования и науки РФ. Комментарий П. Пардалоса.

«Возможности, которые нам предоставляет ВШЭ, беспрецедентны»

Академическая структура Вышки пополнилась научно-учебной лабораторией междисциплинарных исследований некоммерческого сектора. Она вошла в состав Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. О новом подразделении и работе Центра рассказывает его директор Ирина Мерсиянова, которая возглавила и лабораторию.

С привлечением всемирно признанных ученых

15 июня в Высшей школе экономики состоялась презентация двух новых международных лабораторий, открытых при Институте статистических исследований и экономики знаний ВШЭ — Лаборатории экономики инноваций во главе с Яном Майлзом и Лаборатории исследований науки и технологий, заведовать которой будет Жан Гине.