• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательная среда российских вузов нуждается в совершенствовании

22 декабря на семинаре Института образования ВШЭ ведущий научный сотрудник этого института Игорь Чириков рассказал о результатах сравнительного анализа образовательной среды исследовательских университетов России, Китая и США. Выводы неутешительны: в России студенты учатся недостаточно интенсивно, а образовательная среда вузов терпима к нечестному поведению.

Издержки глобальных рейтингов

Как известно, в последние годы развитие университетов во всем мире определяется глобальными рейтингами, авторы которых пытаются в числе прочего учитывать качество образовательной среды. Однако это им не всегда удается, считают авторы исследования Игорь Чириков и младший научный сотрудник Института образования ВШЭ Наталья Малошонок. Например, в Шанхайском рейтинге качество образовательной среды университета определяется количеством выпускников, в разные годы получивших Нобелевскую или Филдсовскую премию, но какое отношение это имеет к нынешнему образовательному процессу? В рейтинге QS предложен другой критерий — количество студентов на одного преподавателя, но здесь связь с реальностью тоже сомнительна. По соотношению преподавателей и студентов в недавнем рейтинге QS Саратовский государственный университет опередил МГУ и другие ведущие российские вузы, но это не означает, что там учат лучше.

Качество образовательной среды также связывают с объемом и результатами научных исследований, которые проводит университет. Так, в рейтинге US News & World Report учитывается количество присужденных степеней и количество защитившихся аспирантов на одного преподавателя. Но, подчеркнул Игорь Чириков, уровень науки в вузе больше важен для тех, кто идет в магистратуру и аспирантуру, но вовсе не обязательно для бакалавров. Не доказана прямая зависимость между качеством научных исследований и качеством образования в бакалавриате — в разных зарубежных исследованиях на этот счет есть разные выводы.

Как заметил профессор Исак Фрумин, никто не доказал, что исследовательский характер университета ухудшает образовательный опыт (в вузах программы 5-100 студенты, в том числе бакалавры, участвуют в исследованиях и разработках). Но авторы исследования убеждены, что слишком большая сосредоточенность университетов на науке и интернационализацию создает риск потери их основной миссии — образовательной. Исследовательские университеты пока не могут найти баланс между наукой и преподаванием.

Образовательная среда, полезная для студентов

В своем исследовании Игорь Чириков и Наталья Малошонок исходят из того, что хорошая образовательная среда вуза стимулирует интенсивное взаимодействие между студентами и преподавателями, развивает сотрудничество между студентами, стимулирует активное обучение, обеспечивает обратную связь, учитывает разнообразие типов способностей и образовательных траекторий. Эти определения были даны двумя американскими учеными еще в 1987 году. Для студентов такая среда полезна и продуктивна, влияет на их дальнейшую карьеру — это подтверждено сотнями международных исследований процесса обучения. Как отметила профессор Ирина Абанкина, комментируя результаты исследования, в фокусе внимания — «деятельность, активность студентов и преподавателей».

Чтобы получить комплексную оценку образовательной среды ведущих российских университетов в глобальной перспективе, весной 2015 года Институтом образования ВШЭ был проведен опрос 17 тыс. студентов бакалавриата и специалитета в двенадцати российских вузах, одиннадцать из них — участники программы достижения международной конкурентоспособности 5-100. Студенты получали ссылки на онлайн-анкету и отвечали на вопросы. Это самый масштабный опрос российских студентов за всю историю, участие в нем было добровольным. В разных вузах откликнулось разное количество студентов, результаты опроса в одном из них — ДВФУ — учтены не были из-за низкой активности. По результатам опроса можно делать выводы о ситуации в ведущих вузах в целом — данные по конкретным университетам нельзя считать репрезентативными.

Для сравнения также взяты данные опросов студентов трех китайских (20 тыс. человек) и двадцати американских вузов (130 тыс. человек), причем, как и в России, это лидеры национальной высшей школы. Эти опросы проводились международным консорциумом «Студенческий опыт в исследовательском университете» со штаб-квартирой в Калифорнии, который одновременно с работой в Вышке возглавляет Игорь Чириков. Таким образом, можно было делать выводы, как те или иные факторы образовательной среды университетов проявляются в России в сравнении с Китаем и США.

Четыре вывода

На семинаре исследователи представили четыре вывода о состоянии образовательной среды в российских вузах в сравнительном аспекте.

Вывод первый. Российские и китайские студенты проводят гораздо больше времени на лекциях, семинарах, практических занятиях, чем американские, но интенсивность занятий и вовлеченность студентов существенно ниже.

Большая часть китайских студентов занимаются в аудиториях более 40 часов в неделю, а среди опрошенных американцев более 20 часов в неделю в аудитории проводят лишь 18 процентов опрошенных. Зато американцы больше времени тратят на подготовку к занятиям. Российские вузы в этом вопросе тяготеют к китайским. Вопреки распространенному мифу о том, что российские студенты много времени тратят на зарабатывание денег, отвлекаясь от учебы, оказалось, что здесь их опережают и американцы (Исак Фрумин в уточняющем вопросе предположил, что американские студенты в основном работают учебными и научными ассистентами в кампусах), и китайцы. Последние еще и активно участвуют в работе студенческих организаций.

В ходе опроса студентов спрашивали, как часто им приходится выполнять те или иные виды учебной деятельности, участвовать в дискуссиях и проч. Оказалось, что интенсивность аудиторной работы в китайских и российских вузах ниже, чем в американских. Преобладают пассивные формы передачи знаний.

Вывод второй. Небольшое количество студентов на одного преподавателя в российских вузах не транслируется в их более интенсивное взаимодействие.

Успех наших вузов в рейтинге QS обусловлен, прежде всего, соотношением студентов и преподавателей — по этому показателю программа 5-100 выполнена раньше срока и даже перевыполнена. Казалось бы, студентам уделяется много внимания, они окружены заботой, и тут мы опередили другие страны.

Но по результатам опроса оказалось, что 17 процентов наших студентов никогда не общались с преподавателями один на один ни лично, ни по электронной почте — как правило, общение происходит в аудиториях на лекциях и семинарах. Если учесть, что российская выборка «смещена» в сторону успевающих студентов (именно они чаще других соглашались поучаствовать в опросе), то на репрезентативной выборке этот показатель будет еще выше. В ведущих вузах США этот показатель составляет 2 процента. «Можно, конечно, наращивать исследовательские мощности наших университетов, стремиться в топ-100 глобальных рейтингов, но если студенты не общаются с преподавателями, хорошего образования не получится», — отметил Игорь Чириков.

Вывод третий. Высокий уровень удовлетворенности студентов российских вузов свидетельствует, с одной стороны, об оправданных ожиданиях и комфортности образовательной среды, с другой — может быть индикатором «сговора о невовлеченности»: вы делаете вид, что учите; мы делаем вид, что учимся, — все довольны.

Студенты во всех трех странах удовлетворены качеством обучения — доля тех, чьи ожидания университетская среда оправдывает, по результатам опросов составляет около 80 процентов. Однако особенность нашей страны в том, что такая удовлетворенность может быть следствием беззаботного времяпровождения — термин «сговор о невовлеченности» не раз упоминался в исследованиях Вышки, посвященных российскому высшему образованию.

Вывод четвертый. Образовательная среда ведущих российских вузов терпима к практикам нечестного поведения студентов. Масштабы распространенности этих практик свидетельствуют об имитации учебного процесса.

Студентам, вошедшим в российскую выборку, задавались вопросы о нечестном поведении. Казалось бы, все должны дать «социально желательные» ответы. Несмотря на это, более половины студентов сказали, что в этом году на экзаменах и зачетах они списывали, такое же количество студентов давали списать. Немало примеров, когда студенты скачивают работы в Интернете, покупают их на заказ и проч. Такова реакция или на скучную, но требовательную образовательную среду, или среду, где допустима имитация, — так или иначе, этот феномен нуждается в дальнейшем изучении.

Как избежать «китайской ловушки?»

Российским вузам следует совершенствовать образовательную среду, считают Игорь Чириков и Наталья Малошонок. Нужно стимулировать преподавателей не только публиковаться, но и работать со студентами, а также создавать атмосферу нетерпимости к плагиату и списыванию в студенческой среде. В противном случае нам грозит «китайская ловушка»: китайские университеты в последние годы активно вкладывались в исследования, но образовательная среда и образовательные технологии (прежде всего, приоритет аудиторной нагрузки) так и не изменились.

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования

Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.