Париж-10: меньше школярства, больше критики
Второй курс магистратуры студентка ГУ-ВШЭ Ольга Ляховец провела во Франции, где участвовала в совместной с университетом Париж-10 программе по институциональной экономике. О том, чем для нее стали Париж-10 и собственно Париж, она рассказала корреспонденту портала.
— Давайте вернемся на несколько лет назад. Как вы оказалась в Высшей школе экономики?
— Можно сказать, что Вышку я выбрала еще в девятом классе — меня интересовали международные программы обмена, которые здесь существуют. Дело в том, что я училась в одной московской языковой спецшколе, изучала английский и французский языки, и перспектива продолжить образование за границей была очень заманчивой. Десятый и одиннадцатый классы я провела уже не в своей спецшколе, а в гимназии №45 — базовой гимназии ВШЭ, где у нас были курсы экономики и математики и мы дополнительно готовились к вступительным экзаменам в Вышку. Кроме этого я посещала курсы факультета довузовской подготовки ГУ-ВШЭ. В итоге оказалась на факультете экономики. Получилось, что куда с самого начала я хотела, туда и поступила.
— Экономика — весьма обширное поле деятельности. Когда у вас появилось желание сосредоточиться на чем-то конкретном?
— Думаю, что это было на третьем курсе, когда перед нами встал выбор, на какую специализацию дальше идти. Я выбрала институциональную экономику. С нашего года эту специализацию разделили на микроэкономику и собственно институциональную экономику, и я перешла на микроэкономику, так как работала с заведующим кафедрой микроэкономического анализа Марком Иосифовичем Левиным. Но уже в магистратуру Парижского университета я поехала на институциональную экономику. И не пожалела об этом.
— Париж — это сбывшаяся мечта? Как получилось, что вы поехали туда учиться?
— У ВШЭ есть программа сотрудничества с Парижским университетом, ее, как и другие совместные программы Вышки с «франкоговорящими» вузами, курирует Ирина Вячеславовна Мальцева. Я участвовала в совместной программе университета Париж-10 Нантер и EHESS (Ecole des Hautes Etudes des Sciences Sociales) — высшей гуманитарной школы Парижа. Кроме этого у нас были курсы, которые читались в «Эколь Нормаль» и в университете Париж-1. То есть я увидела разные школы и университеты, разных преподавателей и студентов. Качество обучения от этого только выиграло.
К тому же с прошлого года программа обучения в Париже была увеличена с одного семестра до двух. Я считаю, что для моей программы это было очень важно, потому что если в первом семестре мы проходили фундаментальные курсы, прописанные в конвенции между университетами, то все исследовательские и научные семинары были во втором семестре. И вся работа над дипломом на нашей программе строилась в рамках научного семинара. Шли обсуждения со студентами, преподавателями, с моим научным руководителем профессором Оливье Фавро, так что я много потеряла бы в плане учебы, если бы провела в Париже только один семестр.
— Трудно было освоиться в Париже?
— Это был замечательный опыт. Это была моя первая поездка во Францию, и на своей программе я была единственной русской, вообще единственной иностранкой, то есть погружение в языковую среду было полным, что было очень хорошо для моего французского. Но мне было несложно влиться в эту среду.
Мне понравился и сам университет, и его история. Париж-10 по европейским меркам молодой вуз. Он был основан в 1964 году, но стал широко известен уже через четыре года — в мае 1968 года во время социального кризиса во Франции здесь начались демонстрации, которые позже переросли во всеобщую забастовку и привели, в конечном счете, к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля и к огромным изменениям во французском обществе. В Университете Нантера на факультете права учился нынешний президент Франции Николя Саркози, он получил степень магистра в 1978 году. Знаете, история университетов, на мой взгляд, несет в себе некий очень важный импульс, который определенным образом задает тон, что ли, учебы и работы в нем.
Ну и, конечно, сам город Париж меня просто потряс. Париж как будто окрылил меня — появилось столько новых предметов и интересов, казалось, что началась новая жизнь, и было очень интересно общаться с людьми из другой культуры.
— Какие отношения сложились у вас с французскими сокурсниками?
— Отличные. У меня в группе все ребята были замечательные. Мы много времени проводили вместе, прекрасно учились и отдыхали. Вообще в Париже любому человеку, какие бы у него ни были интересы, есть чем заняться. Я много бродила по Парижу с фотоаппаратом, потому что вообще люблю фотографию.
— Есть ли разница в подходах к обучению во Франции и России?
— Главное отличие от обучения в ВШЭ, как мне кажется, заключается в критическом подходе студентов практически ко всем дисциплинам, которые преподаются. Я бы сказала, что в парижском университете чуть меньше школярства. Очень много вопросов задается студентами и преподавателями, теория, которую мы должны выучить и сдать, обсуждается и критикуется, и я считаю, что это очень ценно.
— Какой проблеме посвящен ваш диплом?
— Тема моего диплома связана с понятием качества труда, или качества рабочего места. Вообще это понятие появилось сравнительно недавно, в начале 2000-х годов, и пришло оно не из экономики, не из научных кругов, а из политических дебатов, когда в Европе начали задаваться проблемой не просто количественных показателей безработицы или создания рабочих мест, а еще и качеством этих рабочих мест.
Трудность изучения проблемы заключается еще и в отсутствии устоявшегося понятийного аппарата. Термины, используемые в англо- и франкоязычной литературе далеко не всегда совпадают, каждый автор подразумевает под определенным понятием что-то свое.
Кстати, в России эта тематика еще не обсуждалась, а если и обсуждалась, то настолько «тихо», что литературы по этому поводу нет.
— Как скоро, на ваш взгляд, тема качества труда станет предметом изучения в России, и будет ли она интересна студентам?
— Я думаю, что рано или поздно эта тема у нас проявится, хотя бы благодаря традиции перенимания с Запада идей и тем исследований. Ею обязательно заинтересуются наши академические круги по институциональной экономике. Я думаю, что она будет очень интересна тем людям, которые хотят заниматься фундаментальными исследованиями, поскольку теоретических вопросов здесь непаханое поле. Но и тем, кто интересуется практическим применением своих экономических знаний, тоже будет над чем поработать.
— А с местом своей будущей работы вы уже определились? Или после защиты диплома пойдете в аспирантуру?
— В ближайшие год-два у меня нет планов поступать в аспирантуру — я выхожу на рынок труда. Хочу пойти на программу Management trainee в одну из крупных компаний. Скорее всего, это будет международная программа с работой за границей, рассчитанная примерно на два года. Это то, что мне сейчас нужно, и я достаточно мобильна, чтобы соответствовать всем требованиям такой программы.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»
Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.
Выпускной–2018: как это было
Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.
111
выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.
«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»
В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.
Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?
«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.
«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»
28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.
Вышка наградила своих лучших выпускников
16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.
«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»
20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».
В Лицее НИУ ВШЭ прошел первый выпускной
19 июня Лицей Вышки отпраздновал первый в своей жизни выпускной. Каждый из 58 учеников из первого набора получил в этот день помимо аттестата, еще и диплом «звезда в созвездии Лицея». И этот пафос вполне оправдан, учитывая количество дипломов Всероса, других олимпиад и баллы ЕГЭ (окончательные результаты еще подсчитываются, но уже ясно, что более 30 лицеистов получили по какому-либо предмету 90 баллов и больше).
Выпускной: пошаговая стратегия
20-го июня Вышка приглашает выпускников, студентов и преподавателей на общеуниверситетский выпускной, который пройдет в клубе «Space Moscow» по мотивам космической саги «Звездные войны». Бесспорно, это лучшая вечеринка года. Но чтобы все точно прошло как надо, не забудьте сделать несколько правильных «шагов».