• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мой опыт адаптации: учеба в Калифорнии

Выпускница магистратуры факультета психологии ВШЭ Ксения Бубукина, поступившая в California State University, Los Angeles, написала о своем опыте поступления в американский вуз, особенностях обучения в нем, а также перспективах получить работу после окончания.

Ксения Бубукина
Ксения Бубукина
Здравствуйте, читатели портала ВШЭ!

Меня зовут Ксения Бубукина, я выпускница магистратуры факультета психологии ВШЭ 2011 года.

Как и многие студенты Вышки, я мечтала получить образование за границей. С первого курса магистратуры начала искать различные университеты и возможные курсы для получения дополнительного образования и повышения квалификации. Что выяснилось? Прежде всего — о магистральных (не путать с магистерскими) направлениях. Если речь идет о теории и фундаментальном подходе к науке, то в случае с психологией вам, скорее всего — в Европу. Что же касается США, то здесь мы можем говорить о новых школах и перспективах реализовать себя в качестве практикующего специалиста. Впрочем, о классических подходах американцы тоже не забывают.

А теперь — моя история, мое открытие Америки.

Изначально я целенаправленно хотела поступать на отделение консультирования, то есть о подборе какой-либо другой университетской программы речи не шло.

К сожалению, английский язык у меня на тот момент оставлял желать лучшего, поэтому перед тем, как поступать на курс по психологии, я решила отправиться в San Francisco State University, чтобы пройти добротную языковую подготовку. Моей главной задачей было подобрать такую программу, где, кроме меня, не было бы ни одного русского студента, поскольку, как показывает практика, самый эффективный процесс изучения языка происходит при условии полного погружения в среду.

Приехав на место, я с помощью «Крейгслиста» нашла квартиру и сняла ее вместе с двумя американскими студентами-юристами, что сразу позволило мне погрузиться в эту самую среду и активизировать процесс обучения.

После прохождения первого семестра в рамках интенсивной языковой программы мне предложили продолжить обучение на продвинутом уровне. Родители меня поддержали в этом, что позволило мне остаться и продолжить обучение. Я посещала университет четыре дня в неделю с 9 до 16 часов, изучая такие предметы, как «Reading/writing», «Listening/speaking», «American Social Issues and Business English». Занятия были увлекательными, ибо и преподаватели и студенты искренне заинтересованы в процессе. В плане обучения американцы используют другой подход, чем у нас, разбивая занятие на много частей. День проходит очень быстро и насыщенно благодаря содержательности и мультизадачности.

Самый главный фактор успешного обучения заключался в том, что я была единственной русской на курсе (за последние несколько лет, кстати). В университете я тоже русских не встречала. Если кто-то и учится, то только те, кто уехал на ПМЖ со своими семьями или там родились.

Итак, с сентября я продолжила программу на самом продвинутом уровне, где целенаправленно готовят к обучению в университете. Это включает написание эссе, итоговых работ, составление презентаций, технологии работы с текстом и прочее — навыки очень ценные и прикладные: в России другая система написания работ и другие требования. В Государственном университете Сан-Франциско (San Francisco State University) также предлагается программа «Gateway» для поддержания уровня языка и набор специальных предметов уже непосредственно по той программе вуза, на которую собираешься поступать (то есть для меня — по психологии).

 

Поступление в вуз: подача документов

На первый взгляд, между нашими и «их» университетами никакой разницы нет — система обучения та же, «4+2». Но, как выяснилось, то, что происходит в самом американском университете в течение шести лет, достаточно сильно отличается от того, что мы можем себе представить.

Собирая документы в вуз, я, естественно, столкнулась с бюрократической системой и бумажной волокитой. Для того чтобы начать, вам необходимо изучить условия подачи и приема документов. Как вы понимаете, это комплексный и многоуровневый процесс. Помимо заполнения анкет на сайте вуза, сдачи международного языкового экзамена, рекомендательных писем, мотивационного письма, университеты просят подтвердить диплом в WES (World Educational Service). Когда я предоставила наш, вышкинский, магистерский диплом на английском языке, приемная комиссия попросила подтвердить это в России (апостилем) и потом подать в WES. Таким образом, процесс подтверждения подлинности диплома, несмотря на приложение на английском языке, выданное в ВШЭ, не упростился, во всяком случае в Америке.

Что касается рекомендательных писем, они должны быть запечатаны и подписаны на конверте для сохранения конфиденциальности.

Также очень важным нюансом, который отличает наши вузы от американских, является тот факт, что факультет и университет принимают решения о зачислении независимо друг от друга. То есть если департамент (факультет) выражает готовность принять студента, это еще не значит, что университет сделает это. И наоборот.

Итак, я подавала документы в San Francisco State University и California State University, Los Angeles. После того, как я окончила языковую программу в декабре и подала документы в эти университеты, я переехала в Лос-Анджелес и стала ждать ответа. Вскоре меня пригласили на интервью в California State University, LA (в Marriage and Family Therapy Department).

Обычно ответ из университета приходит в течение одного-двух месяцев после завершения приема документов. В зависимости от факультета и отделения набор студентов может совершаться на весну и на осень. В моем случае это была только осень, то есть всего одна возможность в году попасть на данное отделение.

Конкурс составлял около тридцати человек на место. Из примерно 2000 человек, подавших документы, факультет психологии выбрал около 70 претендентов для прохождения интервью. И только 25 соискателей в итоге прошли его.

 

Как проходит интервью

На собеседовании задают стандартные вопросы. Чем занимались? Когда? Как? Почему выбрали данную профессию? Как пришли к тому, чтобы поступать в этот вуз? Как долго вы увлекаетесь конкретно данной сферой интересов? Опыт работы? Опыт волонтерской деятельности? Опыт работы с гражданами разных расовых и этнических принадлежностей?

В государственных университетах отбор достаточно жесткий, поскольку там сегодня урезают бюджеты (студенты бастуют и возмущаются, но это не меняет ситуацию). В частную школу можно пройти по конкурсу без особых проблем при наличии хороших оценок, опыта и рекомендательных писем. Средняя цена обучения по магистерской программе в частном вузе составляет от 30 до 50 тысяч долларов в год. Конечно, в частный вуз можно выиграть стипендию, но у иностранных студентов шансы невелики.

Следует учесть, что правильное заполнение и оформление документов не является гарантией поступления в вуз США. Помимо всех подтверждающих и рекомендательных бумаг, огромную роль играет всякого рода «приобретенный опыт», видимо, потому, что волонтерская и благотворительная деятельность составляют особую часть американской культуры. Также имеют вес при поступлении спортивные достижения и награды. Это может сыграть решающую роль при выборе кандидата, что называется, при прочих равных.

Конечно, везде есть свои отличия, я рассказываю о своем личном опыте поступления в магистратуру на факультет консультирования в государственном учреждении. Повторюсь, в частных вузах все немного по-другому, но и обучение в них стоит совсем других денег!

 

Процесс обучения

Обучение в американском университете для нас, иностранцев, тоже имеет свою необычность. Местные студенты очень серьезно подходят к этому процессу, у них, в отличие от большинства студентов российских вузов, несколько иные приоритеты. Возможно, дело в возрасте: поступив в 18 лет, они два года изучают «общие» предметы и только потом выбирают специализацию. Огромную роль играет грейд, то есть средний балл, который является показателем успешности. Он напрямую связан с тем, как дальше будет развиваться карьера и на что может претендовать студент после окончания университета.

В Америке все происходит в кампусе, в одном месте. Студенты живут либо в общежитиях на университетской территории, либо совсем рядом. Это позволяет уделять учебе невероятное количество времени, особенно работе в группах после классов. Индивидуальная подготовка проходит в библиотеке (меньше раздражителей, больше ресурсов).

Как правило, мало кто из студентов где-то работает при полной занятости в университете, особенно на первых курсах, потому что времени катастрофически не хватает, загруженность предельная. Вместе с тем, здесь нельзя питать иллюзий по поводу того, что после успешного окончания тебя «с руками оторвут». Как и в России, после окончания университета попасть на хорошо оплачиваемую должность, не имея практики, можно только при наличии знакомств.

 

Условия для начала работы по специальности

Очевидно, что при поступлении в вуз надо заранее подумать и об условиях начала работы по полученной специальности. Я провела исследования на эту тему в применении к США, то есть выяснила, как получить лицензию консультирующего психолога при наличии иностранного диплома. Оказалось, что перед тем как сдавать экзамен на лицензию в Соединенных Штатах, необходимо зарегистрироваться на практикующего консультанта и набрать 3000 часов практики и 104 недели супервизии плюс после практики дополнительно два семестра в университете на специальном курсе «повышения квалификации». Также важно набрать определенное количество часов по предметам, которые можно прослушать онлайн и сдать тест в интерактивном режиме. Самой лучшей возможностью получения подобного опыта является прохождение магистерской программы в калифорнийском вузе — все студенты в процессе обучения проходят практику и в то же время нарабатывают связи и знакомства.

В других областях деятельности (не в психологии), понятно, есть свои нюансы получения рабочей лицензии. Например, в юриспруденции существуют особые условия получения лицензии. Без нее, с одним дипломом, работать нельзя, но практиковаться можно — при наличии социального номера (social security number). При этом во многих специальностях общий подход у них такой: оканчивая американский вуз, вы получаете разрешение на работу на год.

 

Итак, я на собственном опыте убедилась, что в США можно использовать российский магистерский диплом в качестве основы для получения дальнейшего образования. Конечно, я бы не потратила столько времени, сил и денег на то, чтобы разобраться, как работает система, если бы имела доступно изложенную информацию об этом. Что ж, надеюсь, эти мои заметки хоть отчасти облегчат путь для тех из вас, кто мечтает получить образование за границей.

 

Ксения Бубукина

Вам также может быть интересно:

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.

Вышка наградила своих лучших выпускников

16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.

«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»

20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».

В Лицее НИУ ВШЭ прошел первый выпускной

19 июня Лицей Вышки отпраздновал первый в своей жизни выпускной. Каждый из 58 учеников из первого набора получил в этот день помимо аттестата, еще и диплом «звезда в созвездии Лицея». И этот пафос вполне оправдан, учитывая количество дипломов Всероса, других олимпиад и баллы ЕГЭ (окончательные результаты еще подсчитываются, но уже ясно, что более 30 лицеистов получили по какому-либо предмету 90 баллов и больше).

Выпускной: пошаговая стратегия

20-го июня Вышка приглашает выпускников, студентов и преподавателей на общеуниверситетский выпускной, который пройдет в клубе «Space Moscow» по мотивам космической саги «Звездные войны». Бесспорно, это лучшая вечеринка года. Но чтобы все точно прошло как надо, не забудьте сделать несколько правильных «шагов».