• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Быть, а не казаться: как вырастить из ИИ профессионала

Быть, а не казаться: как вырастить из ИИ профессионала

© iStock

Пока ученые спорят о пользе и вреде искусственного интеллекта, молодежь активно осваивает и интегрирует нейросети в свою жизнь, приспосабливая нашу реальность к новым условиям. О том, как дообучить LLM, чтобы они смогли служить полноценными ассистентами в профессиональной среде, обсудили в Вышке на воркшопе «Большие языковые модели в науке и в жизни».

НИУ ВШЭ совместно со Сбером открыл специальное двухдневное мероприятие, в рамках которого эксперты из разных отраслей провели дискуссии на тему «Большие языковые модели в науке и в жизни». Первый день воркшопа был посвящен обсуждению плюсов и минусов вхождения больших языковых моделей в бытовую и профессиональную реальность, а также того, как LLM могут и должны улучшиться, чтобы стать помощниками человека в области интеллектуальной рутины.

Воркшоп открылся панельной дискуссией, участники которой обсудили, как сейчас работают большие языковые модели и какие ожидания существуют у рынка в отношении их применения. Модератором выступила Екатерина Кручинская, директор по обеспечению деятельности научного руководителя НИУ ВШЭ, старший преподаватель кафедры высшей математики НИУ ВШЭ.

По мнению участников дискуссии, основа будущих прорывных разработок в области генеративного искусственного интеллекта лежит в области коллаборации разработчиков генеративных моделей и экспертов академической среды: первые знают, как обучать модели, а вторые — как обучать людей.

Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ
© Высшая школа экономики

«В развитие ИИ уже вложены очень большие деньги — десятки миллиардов долларов, но пока неясно, какую отдачу и когда это принесет», — отметил во вступительном слове научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его словам, одним из главных ожиданий от ИИ является замещение рутинных функций, которые занимают достаточную долю в бюджете времени.

Как пример, одной из ожидаемых возможностей LLM в сфере образования может быть раздача ученикам заданий и их проверка, на основе которой будет генерироваться готовое резюме для предоставления ученику обратной связи. Эффект этой разработки — снижение образовательной неуспешности ученика, которая возникает из-за отсутствия постоянной обратной связи, точечно контролирующей прогресс в обучении. Если искусственный интеллект сможет выполнять эту функцию, педагогам удастся уделять ученикам больше внимания и сформировать более творческий и результативный процесс обучения.

Еще одно ожидание — написание целостного саммари объемных научных текстов, публикующихся сейчас в большом количестве, а также создание формализованных документов, в том числе библиографии. Сейчас реализовать эту возможность затруднительно даже при использовании самых продвинутых больших языковых моделей из-за высоких рисков их галлюцинирования.

Роман Янковский

Последняя функция ИИ, которая была названа, — умный помощник юриста, который сможет найти информацию в нормативно-правовых актах под запрос клиента, проанализировать договоры с точки зрения юридических рисков и т.д. Далее эту возможность обсудили более подробно на круглом столе «Прикладные приложения больших языковых моделей в юриспруденции» при участии сотрудников Сбера Ксении Брянцевой (руководитель продукта GigaLegal) и Романа Кошелева (руководитель платформы GigaLegal), а также заведующего Центром трансформации юридического образования НИУ ВШЭ Романа Янковского.

Екатерина Кручинская

Все эти ожидания по большому счету требуют того, чтобы искусственный интеллект представлял собой некоторый аналог нормально обученного профессионала — педагога, юриста, экономиста и так далее. Но это ожидание пока плохо накладывается на эволюцию ИИ. Модератор дискуссии Екатерина Кручинская отметила, что модели уже сдают экзамены, но у них это работает не как у человека: знание огромного количества теоретических фактов не ведет к успешному оперированию этими знаниями в профессиональном контексте. Ярослав Кузьминов добавил, что в этом отношении странно было бы ожидать от актера, играющего маршала Жукова, правильного проведения военной операции, если бы он реально оказался на месте военачальника. То есть сегодняшний ИИ «всячески старается быть похожим на человека, но он пока не профессионал, а имитатор, и мы хотим помочь ему преодолеть эту планку», отметил научный руководитель Вышки.

Сергей Марков

О нынешнем состоянии генеративных моделей в России и мире рассказал Сергей Марков, управляющий директор — начальник управления экспериментальных систем машинного обучения департамента общих сервисов «Салют» Сбербанка. Сергей отметил, что, несмотря на колоссальный шаг вперед, который был сделан в области машинного обучения, на сегодняшний день существует большое количество актуальных вызовов и барьеров для развития этой технологии. Но в целом, благодаря большому притоку специалистов и ресурсов в последние годы, «поле исследований выглядит весьма оптимистично».

Развитие технологий искусственного интеллекта имеет для человечества экзистенциальное значение, убежден эксперт.

Максим Волошин и Федор Минькин из команды GigaChat отметили важность таргетного подхода к внедрению больших языковых моделей. Бизнес только недавно понял, что далеко не всегда нужно заботиться о том, чтобы внедрить в уже имеющуюся технологию генеративный ИИ, — может оказаться, что мы от этого потеряем. Более того, большая языковая модель — это не швейцарский нож, который решает все проблемы разом, а точечное решение, которое следует применять исключительно в случае, если мы понимаем характеристики полезного «выхлопа».

Безусловно, младшее поколение, как обычно, ушло далеко вперед в освоении технологий ИИ. «Пока разработчики и ученые решают, что можно, а что нельзя, в каких секторах применять либо ограничить ИИ, студенты уже давно освоили и вовсю применяют эти технологии», — напомнил Ярослав Кузьминов. По его словам, для сферы образования вопрос использования LLM стоит очень остро, так же как для юриспруденции и экономики, поэтому пора переходить от слов к работе над созданием продуктов на основе этой технологии, в том числе тех, которые могут быть широко коммерциализированы или значимы в создании общественных эффектов: например, могут бороться с образовательной неуспешностью или низкой производительностью труда.

Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ

Эту идею в дальнейшем участники панельной дискуссии обсудили более предметно на круглом столе «Влияние больших лингвистических моделей на современные образовательные модели и технологии», где проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин отметил, что мы вынуждены констатировать проблему отсутствия владения навыками использования ИИ у преподавателей, а директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова поставила вопрос о том, как внедрять технологии ИИ так, чтобы это было на пользу, а не во вред, и как перестать бороться с тем, что неизбежно.

Алёна Феногенова

Важная часть первого дня воркшопа также была сосредоточена на обсуждении подходов к оценке больших языковых моделей. С докладом выступила Алёна Феногенова, руководитель команды AGI NLP SberDevices, рассказав про бенчмарк MERA, специфика которого относительно профессионального контекста была обсуждена с приглашенным экспертом из ассоциации «Альянс в сфере искусственного интеллекта» Егором Низамовым. Также профессиональную оценку искусственного интеллекта представили в пока непривычном контексте — с помощью современных методов психометрики, о чем рассказала Елена Карданова, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ.

Второй день был посвящен специализированным мини-курсам и лекциям о ML и языковых моделях.

Вам также может быть интересно:

В НИУ ВШЭ изучили, как в России готовят высококвалифицированные кадры в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новую серию регулярных информационно-аналитических материалов на основе специализированных обследований по изучению трендов, направлений и факторов развития и распространения технологий искусственного интеллекта в России и мире. Первый выпуск основан на результатах сплошного обследования 1100 вузов и их филиалов, проведенного в 2023 году. Его целью стало выявление масштабов и условий обучения технологиям ИИ в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

Эксперты ВШЭ рассказали слушателям Таврической духовной семинарии об ИИ-технологиях

Делегация Вышки в июне побывала с визитом в Таврической духовной семинарии Симферопольской и Крымской епархии. Стороны обсудили развитие партнерских проектов и совместных инициатив, в частности студенческие экспедиции в рамках проекта «Открываем Россию заново». Кроме того, директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук ВШЭ Алексей Масютин прочел лекцию об ИИ-технологиях.

В НИУ ВШЭ состоялась первая конференция «Искусственный интеллект в медиа»

В работе форума приняли участие представители бизнеса, коммуникационных агентств, медиа, а также эксперты Вышки. Они обсудили то, как ИИ изменит креативные индустрии и повлияет на личный бренд и может ли искусственный интеллект помочь бизнесу лучше понять своего клиента. Стоит отметить, что прошедшая конференция — первая из серии запланированных мероприятий для профессионалов медиарынка и коммуникаций.

ВШЭ открывает программу подготовки элитных ИИ-специалистов в сфере прорывных технологий

Высшая школа экономики запускает программу «ИИ 360: Инженерия искусственного интеллекта» в формате трека на флагманской бакалаврской программе «Прикладная математика и информатика» факультета компьютерных наук. Партнерами станут «Яндекс» и Сбер, а также сильнейшие технические вузы — ИТМО, МФТИ и Университет Иннополис.

Обучение с подкреплением позволило лучше работать генеративным потоковым нейросетям

Ученые Центра ИИ и Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ применили классические алгоритмы обучения с подкреплением для настройки генеративных потоковых сетей (GFlowNets). Это позволило улучшить работу GFlowNets, которые применяются уже три года для решения сложнейших научных задач на этапах моделирования, генерации гипотез и экспериментального проектирования. Результаты работы вошли в 5% лучших публикаций на Международной конференции по искусственному интеллекту и статистике AISTATS, которая состоялась 2–4 мая 2024 года в Валенсии.

НИУ ВШЭ и Сбер провели форсайт искусственного интеллекта

Высшая школа экономики совместно со Сбером провела форсайт искусственного интеллекта (ИИ). Его первые итоги обсудили участники стратегической форсайт-сессии по поисковым исследованиям в сфере ИИ, которая прошла в Координационном центре Правительства РФ под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Результаты форсайта лягут в основу Единой программы исследований и разработок в сфере ИИ.

Искусственный интеллект: «поход в качалку для мозга»

На днях в Вышке состоялось очередное заседание дискуссионного клуба «Самовар», главной темой которого на этот раз стал искусственный интеллект. Вместе с руководителем департамента больших данных и информационного поиска, доцентом факультета компьютерных наук ВШЭ Евгением Соколовым и директором по связям с общественностью НИУ ВШЭ, модератором встречи Романом Левковичем участники разбирались в том, что такое ИИ, что он умеет, чему и как быстро учится и зачем нам всем нужно об этом знать.

На выставке-форуме «Россия» представили систему сертификации технологий ИИ «Интеллометрика» НИУ ВШЭ

В рамках дней Росстандарта на выставке-форуме «Россия» прошла дискуссия о том, как обеспечить доверие к технологиям искусственного интеллекта. Участники рассказали о подходах к испытаниям систем ИИ в промышленности, управлении городом, образовании, в области контроля вредных выбросов. На сессии также была представлена система добровольной сертификации технологий ИИ «Интеллометрика», разработанная в Вышке.

На Академическом форуме БРИКС обсудили возможности и угрозы искусственного интеллекта

В рамках Академического форума БРИКС, который на днях завершил свою работу в Москве, ученые, эксперты и представители бизнеса обсудили вопросы развития технологий искусственного интеллекта (ИИ), в том числе разработку стандартов и этических норм в этой области, а также совместные исследовательские проекты стран объединения.

ФКН ВШЭ и МТС открывают магистратуру по искусственному интеллекту

В ходе конференции True Tech Day МТС объявила об открытии в сентябре 2024 года магистратуры по направлению «Исследования и предпринимательство в искусственном интеллекте» на факультете компьютерных наук Высшей школы экономики. Цель программы — применение новых технологий в бизнесе и обучение специалистов, которые будут заниматься созданием инновационных продуктов, используя передовые методы машинного и глубинного обучения.