• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Будущее цифровой моды — в дополненной реальности»

«Будущее цифровой моды — в дополненной реальности»

Фото: Школа дизайна НИУ ВШЭ

В рамках проекта факультета коммуникаций, медиа и дизайна Вышки «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации» студенты и сотрудники Школы дизайна НИУ ВШЭ провели виртуальный показ космической моды будущего «Небесные тела» (Cosmic bodies). Над виртуальным шоу работали студенты магистерской программы «Мода» Анастасия Козлова и Вадим Хуснутдинов под кураторством преподавателя Школы дизайна Валерии Тухановой.

Ася и Вадим — дизайнеры, которые интересуются 3D-разработкой и моделированием в digital-пространстве. Первый цифровой модный показ они подготовили на учебной сессии второго курса магистратуры — итоговым проектом было создание одежды в программе CLO 3D. Разработка виртуального модного шоу для проекта «Космос в медиакультуре» потребовало расширенных технических навыков. В то время как учебное задание было выполнено в одной программе, для космического показа потребовалось задействовать пять. Соединять разные элементы из разных программ было сложно: одеть аватар необходимо было так, чтобы одежда сидела правильно и реалистично, текстуры не сталкивались друг с другом, а походка аватара, который вместо ноги имеет киберпротез, была правильной.

Cosmic body (небесное тело) — научное понятие, означающее астрономический объект (планеты, астероиды, метеориты и т.д.). Одновременно с этим cosmic body — метафора новой, космической телесности. Модный подиум в окружении парящих небесных тел и сами аватары-модели на показе стали «космическими телами».

В роли арт-директора Вадим собирал аватары и анимировал их, создавал часть образов и сцену, Ася занималась подбором текстур и эффектов для одежды и аватаров и подбирала референсы. К работе были привлечены и внешние специалисты, что позволило сделать профессиональный и уникальный продукт. Антон Калинин, motion- и VFX-дизайнер, отвечал за финальную анимацию, монтаж, проектирование окружения и наложение эффектов и текстур, а композитор Роман Печеркин написал музыку и звуковые эффекты.

О работе над цифровым модным показом

Ася. Весь проект — одна большая положительная эмоция. Для создания коллекции и показа мы искали вдохновение в референсах: вспоминали фильмы на космическую тематику, искали визуальные источники, изучали работы дизайнеров, которые представляют футуристичный стиль в области digital-моды.

Нам важно было посмотреть не просто на космическую моду крупных брендов, а именно на 3D-разработку. Мы выяснили, что digital-дизайнеры часто обращаются к объемным вещам, поэтому внесли в нашу коллекцию пуховики и объемные юбки. К объемным текстурам добавили облегающую одежду — спейссьюты и бодисьюты. Мы соединяли эти элементы между собой таким образом, чтобы получился полноценный показ, а не набор отдельных несвязных луков. Из эффектов использовали прозрачные детали, голографику, металлику, текстурированные материалы с переливами, а также сделали акцент на динамические сверкающие принты, что возможно только в digital-пространстве.

Самое интересное и животрепещущее в работе — момент, когда все встает на свои места и ты видишь, как модель идет в одежде и все работает! Для меня было увлекательно преобразовать нижнее белье на космический лад. Например, прозрачное боди переиначить и превратить в спейссьют.

Вадим. Интересно было продумывать, как все это будет выглядеть. Модный показ проходит в космосе, поэтому было важно понять, где будет расположена гора, окружающая модный подиум, какого цвета будет небо, как будет двигаться камера. Все мы с космической тематикой были знакомы лишь по играм и фильмам — оттуда мы по большей части и брали референсы. Например, при написании музыки вдохновлялись работой Ханса Циммера над «Интерстелларом».

О космической моде и цифровых возможностях

Космический цифровой модный показ дал дизайнерам возможность реализовать больше идей по сравнению с традиционным модным дефиле. В digital-среде стало реальным задать свои условия гравитации, заставить вещь лететь, не соприкасаясь с телом. Космическая digital-мода позволила достичь эффекта невесомости, в реальности возможного только за счет использования дополнительных конструкций.

Евгения Ним, доцент департамента медиа, руководитель проекта «Космос в медиакультуре»

Евгения Ним, доцент департамента медиа, руководитель проекта «Космос в медиакультуре»

Мы ищем разные языки популяризации космической тематики. И виртуальная мода — один из таких языков, доступный и эффектный. Это не просто фантазийное шоу с аватарами в одежде будущего, это история о космической экспансии, об освоении внеземных пространств. Инопланетные пейзажи, модели-киборги, текстуры и стилистика их необычных одеяний — все это будит не только воображение, но и интерес к реальной космонавтике. Как изменится телесность человека за пределами Земли? Человек ли вообще колонизирует космос или это сделают роботы и репликанты? Чем станет одежда в жизни поселенцев на других планетах? Было очень интересно наблюдать, как идея виртуальной астромоды воплощается в этом показе. Наши молодые коллеги из Школы дизайна замечательно справились со своей задачей.

Людмила Алябьева, доцент Школы дизайна, академический директор аспирантской школы по искусству и дизайну, шеф-редактор журнала «Теория моды», участница проекта «Космос в медиакультуре»

Людмила Алябьева, доцент Школы дизайна, академический директор      аспирантской школы по искусству и дизайну, шеф-редактор журнала «Теория моды», участница проекта «Космос в медиакультуре»

В моде время от времени появляются ставшие привычными с 1960-х отсылки к космической теме: это может проявляться на уровне образности, силуэта, цвета и фактуры. Сегодня, когда космический туризм стал пусть еще эксклюзивной, но реальностью, не за горами круизные коллекции, да и просто отпускные гардеробы, ориентированные на космических путешественников. Отсутствие земного притяжения и прочие космические реалии станут новыми вызовами для дизайнеров, которым вот-вот будет предложено не пофантазировать на тему космоса, но создать реально работающую во внеземных условиях одежду.

Мне очень понравилось, с каким азартом дизайнеры брались за реализацию все новых и новых идей, которые возникали во время обсуждения проекта, и как в процессе первоначальная задумка значительно трансформировалась и усложнилась, превратившись в гораздо более яркое и качественное высказывание.

О digital-моде и ее будущем

Вадим. Прежде всего цифровой показ для нас означает разрушение границ и рамок. Ты можешь показать как свою настоящую одежду, так и полностью выдуманную. Не надо куда-то ехать или идти — достаточно просто иметь интернет под рукой, чтобы оказаться в первых рядах на самых невероятных показах. Но будущее цифровой моды я вижу скорее в дополненной реальности, когда можно будет стереть также рамки между нашим и виртуальным миром.

Ася. Формат цифрового показа дает возможность прикоснуться к чему-то инновационному. В это течение хочется залететь, развиваться в трендовом направлении и в дальнейшем применить это для своих брендов. Это удивляет. Это то, чем можно зацепить клиента. Это шанс для молодых дизайнеров, у которых не так много опыта и возможностей, продемонстрировать продукт и получить обратную связь от клиента до начала производства, чтобы сократить издержки.

Однако одновременно с этим цифровой модный показ вновь погружает нас в digital-пространство, от которого мы сильно устали за последние годы. Сейчас мы хотим общаться, видеться, поддерживать живой контакт. Возможно, эта эра цифровых показов разовьется не настолько, чтобы заменить живое посещение мероприятий.

Валерия Туханова, преподаватель технологий в моде Школы дизайна НИУ ВШЭ, куратор проекта

Валерия Туханова, преподаватель технологий в моде Школы дизайна НИУ ВШЭ, куратор проекта

Современные цифровые технологии позволяют дизайнеру одежды в интерактивном режиме осуществлять переход от творческого эскиза к разработке лекал конструкции модели. С помощью инновационных методов трехмерного проектирования и визуализации в короткие сроки можно решить ряд важных задач: бесконтактное измерение тела человека с дальнейшей обработкой данных, моделирование на экране предметов одежды и аксессуаров, разработка лекал, проведение виртуальной примерки на цифровом двойнике, а также онлайн-показ коллекции.

Людмила Алябьева

Цифровая одежда позволяет воплотить самые смелые фантазии: дает возможность дизайнерам создавать, а потребителям — примерять на себя образы, на которые они бы не осмелились за пределами виртуального пространства. Немаловажно также, что, в отличие от реального, цифровой гардероб не наносит серьезного урона окружающей среде.

Цифровой показ стал для моды спасительным решением, позволив индустрии пережить вынужденные ограничения и запреты эпохи пандемии. Разумеется, цифровой показ не заменит реальный, который предполагает совершенно уникальный опыт присутствия, но он, с одной стороны, оказывается рабочим инструментом в ситуации ограничений, с другой — пространством эксперимента, который позволяет расширять возможности реального дефиле.

Инновационный формат цифрового модного шоу дает возможность привлечь широкую аудиторию к теме освоения космоса и показать потенциал цифровизации фэшн-индустрии, развития виртуальных брендов.

До 15 мая 2022 года продолжается прием заявок на конкурс медиапроектов «Космос в медиакультуре». Узнать подробности и зарегистрироваться можно здесь.

Вам также может быть интересно:

HSE FASHION DAYS: цикл лекций о моде в Москве и Петербурге

В преддверии большого фестиваля моды, который Школа дизайна НИУ ВШЭ проведет 24 ноября, в Москве и Санкт-Петербурге вновь состоится масштабный цикл лекций и паблик-токов. Ведущие стилисты, фэшн-журналисты, блогеры и предприниматели расскажут о современном устройстве модной индустрии: продвижение брендов, креативные съемки, создание спецматериалов, коллаборации — это лишь часть тем, которые будут раскрыты в рамках HSE FASHION DAYS. В городе на Неве программа стартует 2 ноября, в столице — 7 ноября.

«Здесь были мы»: выставка аспирантов Вышки в «ГЭС-2»

Проект «Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993–2005» рассказывает о влиянии художественной среды на формирование российской модной индустрии. Он сложился благодаря исследованию «Архив российской моды», которое проводят сокураторы выставки Людмила Алябьева и Светлана Сальникова на базе аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ. Также в проекте примут участие куратор направления «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Мария Смирнова и руководитель направления Анзор Канкулов.

Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями

Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель  — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.

«Сохрани мою вещь навсегда»: фэшн-показ Школы дизайна ВШЭ на Винзаводе

24 апреля в центре современного искусства Винзавод пройдет ежегодный фэшн-показ, подготовленный третьекурсниками Школы дизайна НИУ ВШЭ. На этот раз студенты направления «Мода» покажут коллекцию, которая получила название «Сохрани мою вещь навсегда» и построена на концепции архива.

Школа дизайна ВШЭ проводит HSE FASHION DAYS в Москве и Петербурге

С февраля по апрель в двух крупнейших российских городах проходит масштабный цикл лекций, паблик-токов и воркшопов от дизайнеров, стилистов и фэшн-журналистов, посвященный устройству современной модной индустрии. Профильное образование, продвижение бренда, дизайн одежды — лишь немногие из тем, в которые погрузятся гости. Проект реализуется при поддержке Института развития индустрии моды Beinopen.

FASHION FUTURES: конкурс для дизайнеров от Школы дизайна НИУ ВШЭ

Школа дизайна НИУ ВШЭ объявляет о старте новой инициативы, направленной на поддержку талантов и предпринимательства в области моды. FASHION FUTURES — это открытый конкурс, в котором могут принять участие начинающие дизайнеры и предприниматели; это платформа, где молодые бренды могут показывать свои работы и получать фидбек от экспертов модной индустрии; и это событие, где работы победителей будут представлены профессиональному сообществу. Прием заявок продлится по 4 марта.

«Задача наших выпускников — показать себя как дизайнера»

В середине июля в Школе дизайна НИУ ВШЭ прошел финальный модный показ выпускников бакалавриата и магистратуры профилей «Дизайн одежды» и «Создание фэшн-бренда». Гости увидели 20 коллекций молодых дизайнеров, каждый из которых размышляет на волнующую тему, создавая самые необычные образы из тканей.

«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»

16 февраля состоялась шестая по счету конференция «Медиакосм», организованная факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие традиционно посвящено дискурсивным и недискурсивным способам представления космического через медиа, моду и музыку.

Вышка начинает исследование в Доме культуры «ГЭС-2»

Объединение ученых MendiT Research Lab, созданное на базе аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, с 5 июня на месяц станет резидентом Дома культуры «ГЭС-2». Исследователи познакомят городское сообщество с лабораторией и вместе с горожанами будут изучать практики починки одежды. Каково это — находиться в поиске метода и объекта исследования, участницы лаборатории рассказали порталу ВШЭ.

Идеи новых границ: студенты Школы дизайна Вышки приняли участие в Mercedes-Benz Fashion Week Russia

23 апреля в Музее Москвы учащиеся направления «Мода» провели показ HARD 009: NEW BORDERS на весенней сессии MBFW Russia. Эмоции участников, оценки кураторов и фоторепортаж с самыми яркими моментами модного события – в материале новостной службы портала.