Чтобы стать львом
31 марта были названы победители конкурса инициативных образовательных проектов «Ресурсы и инициативы в помощь молодому преподавателю и исследователю», проводившегося среди членов группы высокого профессионального потенциала ГУ-ВШЭ.
Прием заявок на конкурс инициативных образовательных проектов стартовал еще в феврале нынешнего года, и к основному его этапу — презентации проектов на открытых слушаниях в Вышке — были допущены 11 проектных коллективов. Каждый из них отвечал установленным условиями конкурса критериям: команды, разрабатывающие проекты, должны были состоять из представителей не менее трех факультетов ГУ-ВШЭ и не менее чем из двух категорий группы высокого профессионального потенциала. Презентации проходили в Вышке 24 и 26 марта, и по их итогам жюри конкурса (его возглавил первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев) определило три проекта-победителя, разработчики которых получат средства на их реализацию.
Итак, из каких же проектов высокому жюри, в состав которого, помимо Вадима Радаева, входили директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич, а также представители различных факультетов и Центра повышения квалификации ГУ-ВШЭ, пришлось выбирать три лучших?
Проект «Модернизация процесса обучения с использованием технологии e-learning на примере разработки учебно-методического комплекса (УМК) для курса "Современные распределенные системы"» был разработан группой преподавателей и научных сотрудников Вышки из Москвы и Нижнего Новгорода. Его целью предполагалось внедрение в процесс обучения и профессионального общения между преподавателями и студентами модульной динамической учебной среды Moodle. По словам авторов проекта, в отличие от используемых в Вышке в настоящий момент форм электронного взаимодействия, система Moodle способна идентифицировать каждого участника образовательного процесса и отслеживать их перемещения по базам электронных курсов и заданий, то есть преподаватели смогут видеть, кто из их студентов и когда обращался к тем или иным учебным материалам, загруженным в Moodle. Услышав об этом, один из присутствовавших на презентации участников «кадрового резерва» сравнил эту систему с «Большим братом».
Тому, как научить студентов «связывать» между собой учебные курсы, оперирующие общими понятиями в рамках разных дисциплин, был посвящен проект «Разработка сквозного примера для преподавания финансовых дисциплин». Как отметили его авторы, они не собирались менять сами учебные программы, а лишь подготовить для студентов некий общий исходный объект, который они могли бы использовать для самостоятельной работы при изучении финансовых дисциплин. Мария Юдкевич заметила на это, что такая идея не является инновационной. Похожий сюжет лет семьдесят назад придумал Вениамин Каверин в книге «Два капитана»: там юные персонажи, используя в качестве «сквозного примера» утку, изучали географию ее обитания и особенности строения птиц.
Реализация другого проекта — «Международная академическая мобильность: коммуникативные, содержательные, организационные аспекты» — предполагала создание веб-ресурса, на котором молодые преподаватели и исследователи могли бы почерпнуть советы о том, как организовать поездку на зарубежную конференцию, на летнюю или зимнюю школу и как подготовить статью для публикации в иностранном журнале. Отвечая на соответствующий вопрос Вадима Радаева, авторы проекта признались, что после завершения его финансирования со стороны Вышки, они предполагали оставить его на «совести» и балансе университета. Мария Юдкевич, в свою очередь, поинтересовалась, сколько в таком случае людей, отвечающих за похожие вопросы в Вышке, придется уволить.
Второй день презентации проектов можно было назвать днем Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ: половина из представленных на обсуждение заявок пришла из Нижнего Новгорода.
Проект «Искусство презентации в преподавательской и научной деятельности» предусматривал проведение серии тренингов и круглого стола с привлечением опытных преподавателей и докладчиков и создание по итогам этих встреч электронного методического пособия для начинающих преподавателей. Проект «Теория, методика и практика преподавания в вузе» также должен был быть реализован в виде цикла семинаров, мастер-классов, тренингов и дистанционных заданий, которые бы помогли концептуализировать современные методы преподавания, используемые в том числе в ведущих европейских и американских университетах. Наконец, проект «Разработка методических рекомендаций для молодых преподавателей по оценке знаний, умений и навыков студентов» был призван снизить уровень субъективности преподавателей при оценке студенческих работ, унифицировать процедуры такой оценки и, как следствие, повысить мотивацию к обучению у студентов.
С этим проектом отчасти «пересекался» другой замысел, представленный на обсуждение 26 марта, — «Составление методических рекомендаций по конструированию и оцениванию педагогических тестов». А вот проект «Междисциплинарные аспекты анализа банковского сектора России», также представленный в этот день, носил более фундаментальный характер. Его авторы предложили провести в каждом из филиалов Вышки однодневный цикл из пяти тематических лекций (от истории становления банков в Российской империи до проблемы современных информационных банковских систем) и итогового круглого стола по вопросам междисциплинарных исследований.
Однако «места на пьедестале» по решению жюри достались трем другим проектам.
Проект «Разработка учебно-методических материалов для преподавания курсов по применению количественного инструментария к решению социально-экономических задач», несмотря на свое громоздкое и «академическое» название, оказался вполне прикладным. Как объяснили его авторы (возглавила группу преподаватель кафедры математической экономики и эконометрики Елена Вакуленко), молодые преподаватели, начиная вести семинары, часто сталкиваются с нехваткой готовых задач по количественным методам в их «профильной» области. В результате в замешательство приходят не только они, но и их студенты, не получающие необходимых навыков работы с количественными методами для анализа данных.
Этапы реализации данного проекта предполагают описание баз данных, находящихся в открытом доступе, создание на их основе учебных баз данных по разным дисциплинам и подготовку примеров заданий по ним, создание развернутого списка литературы по использованию этих методов и задач. На финальном этапе должна быть разработана онлайн-версия этих учебно-методических материалов, выпущен печатный сборник и проведена серия семинаров для преподавателей на разных факультетах Вышки. Кроме того, как подчеркнули разработчики проекта, к этой базе данных смогут обращаться и студенты для проведения самостоятельных исследований и последующего сопоставления полученных результатов.
Цель, которую преследуют авторы другого проекта, получившего от жюри «зеленый свет», ясна уже из его названия — «Разработка концепции форм привлечения аспирантов к научной деятельности и повышения научного уровня диссертационной работы» (руководитель группы — заместитель заведующего кафедрой организационной психологии Александр Татарко). В своей презентации авторы обратили внимание на существующие в Вышке проблемы с регулярностью работы аспирантов над своими диссертациями. Проект будет по сути своей экспериментом, в ходе которого разработчики попытаются стимулировать аспирантов не откладывать подготовку диссертации «в долгий ящик», а попутно заинтересовать их в проведении научных исследований.
Для реализации этих задач планируется, в частности, проведение аспирантских семинаров, участие аспирантов в научно-исследовательских семинарах для магистров, активизация работы аспирантов в научно-учебных лабораториях и проведение открытых семинаров по темам диссертаций аспирантов с привлечением экспертов. Полем для этого эксперимента станут факультеты экономики, психологии и государственного и муниципального управления, а его результаты будут оформлены в виде концепции, которая, если она окажется удачной, может быть предложена для реализации во всем университете.
А победителем конкурса стал проект «Курс молодого преподавателя, или будни Bonifacy в Вышке», с презентацией которого выступили преподаватель кафедры экономической социологии Зоя Котельникова и младший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований Елена Бердышева. Они представили концепцию электронного методического пособия, направленного на повышение качества работы молодых преподавателей и их профессиональную социализацию. Пособие будет состоять из шести ключевых частей: раздела официальных документов, регламентирующих принципы работы преподавателей и их профессиональные взаимоотношения с коллегами и студентами; разделов, посвященных созданию и разработке учебных курсов, методике проведения аудиторных занятий, правилам и методикам оценивания студенческих работ; раздела, рассказывающего о психологических аспектах преподавательской деятельности, и раздела, отведенного для преподавательских мастер-классов. Нетрудно заметить, что это пособие в значительной мере является обобщением тех проблем, над которыми предполагали работать большинство выдвинутых на конкурс проектов.
Данный методический ресурс должен быть выпущен в виде компакт-диска: такой формат, во-первых, позволяет собрать большой массив информации в одном месте, а во-вторых, диск «проживет» дольше, чем бумажные издания или конспекты, да и найти нужную информацию на нем гораздо проще, чем на бумажном носителе.
Завершая презентацию проекта, авторы не забыли разъяснить его необычное название. По их замыслу, преподаватели, прошедшие этот курс, будут так же притягивать к себе внимание студентов, как и лев Бонифаций из известного советского мультфильма, постоянно находившийся в окружении впечатлительных аборигенов.
Работа победителей и призеров конкурса по выполнению своих проектов уже началась. До 1 июня они должны будут предоставить в Управление академического развития ГУ-ВШЭ промежуточные отчеты о достигнутых результатах, на основании чего будет принято решение о дальнейшем финансировании проектов. Реализация тех из них, что вновь получат одобрение жюри, продолжится до 15 ноября 2010 года.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Юдкевич Мария Марковна
Вам также может быть интересно:
Сотрудники НИУ ВШЭ стали выпускниками программы развития кадрового резерва в области науки и высшего образования
В Координационном центре Правительства России прошла заключительная защита проектов участников программы развития кадрового резерва в области науки, технологий и высшего образования. Выпускниками программы стали более 80 управленцев, в том числе директор кампуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анна Тышецкая и заместитель проректора НИУ ВШЭ Данил Федоровых.
Вышел новый номер «Окон роста»
Его основная тема — преподавательская надбавка как новый стимулирующий инструмент. Кроме того, из этого номера вы узнаете, какие курсы Центра академического письма Вышки и для кого могут быть полезны, в каком новом антиюбилейном проекте можно принять участие, и прочитаете воспоминания некоторых сотрудников об университете. Вместе с «Окнами роста» выходит 18-й выпуск приложения «География Вышки» с рассказом профессора Школы филологии Миры Бергельсон о воротах Аляски — Анкоридже.
Практики развития человеческого капитала: как создать среду для развития людей и университета
10 лет назад в Высшей школе экономики было положено начало реализации программы кадрового резерва университета. Юбилейный 2016 год позволил не только подвести итоги первого десятилетия, но и организовать площадку, где российские коллеги обсудили самые разные подходы к созданию в университетах условий для развития и реализации талантливых сотрудников.
Академический рынок: конкурентам не выжить без сотрудничества
В Высшей школе экономики прошла первая конференция «Кадровые резервы университетов». Представители нескольких десятков российских вузов — от Петрозаводска до Владивостока — обменивались опытом создания кадровых резервов в своих университетах, обсуждали общие проблемы академического рынка труда, разбирали кейсы отдельных университетов.
Ярослав Кузьминов представил нового директора кампуса ВШЭ в Нижнем Новгороде и рассказал о перспективах развития вуза
4 июня ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов посетил нижегородский кампус НИУ ВШЭ и обсудил с коллегами перспективы развития университета.
Подведены итоги Конкурса инициативных образовательных проектов 2013 года
10 февраля прошла презентация трех работ, признанных лучшими на Конкурсе инициативных образовательных проектов, которые были реализованы командами кадрового резерва ВШЭ в 2013 году. Заявки на участие в конкурсе 2014 года принимаются до 3 марта включительно.
Web of Science: продвижение науки
30 апреля прошел семинар «Thomson Reuters» по критериям и процедуре отбора журналов в базу научных публикаций «Web of Scence», организованный рабочей группой в рамках конкурса инициативных образовательных проектов ВШЭ. Участники группы рассказывают о своем проекте и делятся впечатлениями о семинаре.