• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какой будет система госзакупок?

14 декабря в ВШЭ прошла Общероссийская конференция «Проект закона "О федеральной контрактной системе". Реформа госзакупок III», организованная Институтом управления закупками и продажами имени А.Б. Соловьева ВШЭ. В работе форума приняли участие представители Минэкономразвития, Минрегионразвития, других ведомств и органов власти РФ, представители вузов, делового сообщества, СМИ. 

В сфере государственных закупок снова грядут перемены. Новые надежды, новые страхи, новые возможности, новые риски… Зачем понадобилась третья реформа системы госзакупок за последние 15 лет? Будет ли эта система «умнее» нынешней, избежит ли она выхолащивания при согласовании законопроекта, будет ли свободна от тех «граблей», на которые общество наступило сначала в 1997, а затем в 2005 году?

Исходя из общепризнанной необходимости регламентации всего закупочного цикла, главная дилемма одна: будет или не будет у заказчика право выбирать и принимать решения о способах размещения заказа, о требованиях к продукции, поставщику, критериям выбора победителя, условиям контракта. Эта «развилка» может привести к двум главным сценариям развития событий в госзакупках.

Сценарий первый — инерционный. Заказчику доверять нельзя, он казнокрад и разгильдяй. Следовательно, закон о закупках должен отвести ему роль марионетки и детально регламентировать для него процедуры, от которых шаг в сторону — «расстрел» (штраф, превышающий зарплату минимум в 2 раза, дисквалификация и прочие наказания). Ничего не напоминает? Да, это и есть 94-ФЗ в чистом виде, дополненный процедурами по планированию закупок и исполнению контракта и новыми «страшилками» в Кодексе об административных правонарушениях.

Последствия такого сценария можно предсказать уже сейчас. Для тех заказчиков, которые являются «предметом» развилки и боятся действующего законодательства, будут обеспечены «чистые руки» («Я ничего не делал, я выполнял закон») и отсутствие требуемого результата закупки. А для заказчиков, которые не боятся, — «разгул коррупции», публичные скандалы, посадки, стенания прессы.

Для страны: потеря качества поставок, стагнация в экономике, рост лоббирования исключений из закона, снижение конкуренции, снижение экономии, сговор поставщиков, тупость заказчиков (из-за вымывания профессионалов, которым в данной области делать больше нечего, разгул «контроля»).

Сценарий второй — революционный. Тут подразумевается, что заказчик априори добропорядочный профессионал, заботится о стране и знает, что ей надо и как этого достичь. Следовательно, закон о закупках должен дать ему право самому выбирать и принимать решения, без законодательных ограничителей. Государство берет на себя функцию мудрого учителя и пишет заказчику методические указания, как лучше закупать. И это тоже нам что-то напоминает: например, Указ 305 Президента РФ от 1997 года, который являлся калькой с типового закона ЮНСИТРАЛ и сегодняшний обновленный ЮНСИТРАЛ, который принят этим летом.

Последствия также предсказуемы. Для заказчиков — счастье, выбирай, какие хочешь критерии, потом выполняй процедуры — закон позволяет, быстрый рост профессионализма, расцвет закупочной деятельности во всем ее многообразии. Для страны — повышение качества поставок, стохастическое развитие экономики, снижение конкуренции, снижение экономии, рост коррупции, разгул «контроля», публичные скандалы, посадки, стенания прессы…

Как видно, и в том и в другом варианте стране будет не сильно хорошо. Отрицательный опыт накоплен достаточно большой, да и зачем второй раз входить в одну и ту же воду?

Итак, каким же должен быть закон «О федеральной контрактной системе»? Ответ на этот и множество связанных с ним других вопросов попытались дать участники форума в ВШЭ.

 

Ирина Кузнецова, директор Института по ресурсному обеспечению управления закупками и продажами для государственных и муниципальных нужд им. А.Б. Соловьева

Вам также может быть интересно:

Первый проректор ВШЭ рассказал на заседании Правительства о введении контрактной системы в госзакупках

28 ноября на заседании Правительства РФ под председательством Дмитрия Медведева обсуждалась готовность к переходу на контрактную систему в сфере госзакупок. С одним из докладов на совещании выступил первый проректор ВШЭ Александр Шамрин.

Высокая конкуренция снижает эффективность госзакупок

Вопреки ожиданиям, увеличение числа участников открытого аукциона не снижает цену контракта. Наоборот, цена ниже, если в тендере принимает участие только один игрок, как правило, лидер рынка. Доклад «Межрегиональное сравнение эффективности государственных закупок в России» был представлен Анной Бальсевич на международном семинаре «Устойчивые государственные закупки: тенденции развития и вызовы».

Кто попадет в число недобросовестных

В реестр недобросовестных поставщиков попадут не только компании, но и их учредители и управленцы. 22 августа в Высшей школе экономики прошло очередное совещание рабочей группы при Правительстве РФ по вопросам госзакупок.

Госзакупки: механизм расторжения контрактов должен стать прозрачным

Нормы о расторжении контрактов в сфере госзакупок плохо прописаны в законодательстве и оставляют заказчикам поле для злоупотреблений. 14 августа в НИУ ВШЭ прошло совещание рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам госрасходов и госзакупок.

«Надеемся на конструктивные предложения»

Объявлено общественное обсуждение закупки по открытому конкурсу ВШЭ №19-07/12 — реконструкция комплекса зданий на Покровском бульваре и Воронцовом поле. Комментирует директор по закупкам ВШЭ Татьяна Обернибесова.

Летняя школа институционального анализа RSSIA-2012

До 20 марта принимаются заявки на участие в Летней школе институционального анализа RSSIA-2012, которую ежегодно проводит Институт институциональных исследований ВШЭ. О том, что ждет участников школы в этом году, рассказывает Мария Семенова, научный сотрудник Лаборатории институционального анализа экономических реформ ВШЭ и член оргкомитета RSSIA.

«Эта проблема не решается с шашкой наголо»

14 декабря в Высшей школе экономики прошла общероссийская конференция «Проект закона "О федеральной контрактной системе". Реформа гоcзакупок III». О конференции и особенностях контрактной системы в интервью порталу рассказывает директор Института по ресурсному обеспечению управления закупками и продажами для государственных и муниципальных нужд имени А.Б. Соловьева ВШЭ Ирина Кузнецова.

Госзаказ: временное перемирие

В конце апреля Президент утвердил поправки в федеральный закон № 94-ФЗ о госзакупках, ставший в последнее время одним из самых популярных законов в России. Однако внесенные изменения всех проблем с госзаказом пока не решили, а только породили новые трудности, считает руководитель направления НИСИПП Алексей Шестоперов.

«Новый курс» №58

С новой силой разгорелись на минувшей неделе обсуждения проблем размещения государственных заказов, связанные прежде всего с судьбой 94-ФЗ; землетрясения и цунами разрушают национальное богатство, но способствуют ускорению роста ВВП — две темы из еженедельного обзора Центра развития НИУ ВШЭ.

Публичная дискуссия Ярослава Кузьминова и Алексея Навального

18 марта в Высшей школе экономики состоялась публичная дискуссия ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и известного блогера, основателя антикоррупционного сайта «РосПил» Алексея Навального. В центре обсуждения оказалось будущее не только  закона о госзакупках (94-ФЗ), но и других механизмов общественного противодействия коррупции. Опубликованы видеозапись и стенограмма дискуссии