«Нам важно, чтобы студенты были конкурентоспособны на международном рынке труда»
Бакалавриат факультета социологии ВШЭ оказался одним из самых востребованных у абитуриентов 2011 года — на первый курс было зачислено почти в полтора раза больше студентов, чем предполагалось контрольными цифрами приема. О том, чего ждать первокурсникам, рассказывает декан этого факультета Александр Чепуренко.
— Александр Юльевич, вы предполагали, что на факультет может поступить такое количество абитуриентов? Чем вы объясняете этот всплеск интереса к социологии?
— Честно скажу, что для нас это скорее приятная неожиданность. С чем это явление связано, я не берусь пока судить однозначно — нужно дождаться результатов анализа уже по итогам работы с первокурсниками. Думаю, что здесь комплекс причин. Первая, которую нам приятно было бы считать основной, заключается в том, что профессия социолога и факультет социологии ВШЭ начали обретать у абитуриентов и их родителей определенный кредит доверия. Это связано с тем, что на протяжении многих лет мы сознательно ведем линию на подготовку социальных аналитиков широкого профиля, и такая политика находит отклик у работодателей, о чем мы с удовольствием говорим на своих сайтах, на днях открытых дверей и других мероприятиях. Видимо, эта информация начала восприниматься как показатель того, что факультет социологии готовит людей, адаптированных для дальнейшей профессионализации на целом ряде растущих сегментов рынка труда.
Вторая причина, вероятно, связана с тем, что для ряда абитуриентов социология выступает одной из образовательных «опций» наряду с такими направлениями подготовки в Вышке, как менеджмент, государственное и муниципальное управление или политология. Анализируя результаты прошлогоднего приема, проходные баллы и другую информацию, абитуриенты делали выбор по принципу «не класть все яйца в одну корзину», и одна из таких «корзин», в которую они несли свои дипломы, оказалась «корзиной» факультета социологии.
Наконец, третья возможная причина — это выбор бренда, когда абитуриенты и их родители ориентируются не столько на конкретную специальность, сколько на бренд университета, и выбирают между ВШЭ и другими вузами. Возможно, в других вузах они пробовали поступать на совсем другие специальности, но в итоге сделали выбор в пользу факультета социологии — просто потому, что он «защищен» брендом ВШЭ.
Очевидно, что это три разных группы студентов, с различной мотивацией и намерениями. Понять, какая из них преобладает в нынешнем наборе, пока трудно, но мы понимаем, что и работать с ними нужно будет по-разному. Одних не нужно будет убеждать, что социология — «это хорошо», они уже пришли к нам с этим пониманием, и нам нужно их лишь постараться не «разочаровать». Вторым необходимо показать, что выбор ими социологии для стадии бакалавриата не закрывает перед ними возможности изменения этого выбора при переходе в магистратуру — мы хорошо готовим своих студентов, и часть из них поступает затем в магистратуру других факультетов Вышки или уезжает учиться в престижные университеты за рубежом. А третьим нужно будет показать, что бренд Вышки связан с тем, что здесь много и тяжело придется работать, и что получить брендированный диплом просто так, не потрудившись, на нашем факультете не получится. Этим мы и будем заниматься.
— Насколько «устоялись» учебные планы, которые факультет предлагаем своим первокурсникам?
— Учебные планы достаточно стабильны. Нынешний набор — второй, который будет учиться по оригинальным стандартам Высшей школы экономики, предусматривающим целый ряд новых опций. Во-первых, мы существенно интенсифицируем преподавание английского языка и дисциплин на английском языке, с этой целью на факультете работают уже шесть иностранных преподавателей, которые ведут соответствующие курсы. Нам важно, чтобы студенты были конкурентоспособными на международном академическом и прикладном рынке труда, чтобы они английским владели как языком профессионального общения. Второе новшество — это расширение возможности выбора образовательной траектории уже в бакалавриате, особенно на третьем-четвертом курсах, где у студентов появляется возможность сформировать значительную часть учебного плана с помощью дисциплин из пула элективов и факультативов. Увеличению элементов выбора способствует и переход к системе больших курсов по выбору по смежных дисциплинам — психологии, философии, праву, менеджменту (объем преподавания этих дисциплин серьезно увеличен, но за счет того, что не все они включаются студентом в его образовательный план). Кроме того, усиливается научно-исследовательская компонента. Фактически начиная с первого курса студенты бакалавриата могут попробовать себя в различных видах проектной деятельности, научный элемент которой будет нарастать от курса к курсу. Это, пожалуй, три основные новации, заложенные в базовом учебном плане студентов бакалавриата.
Хотелось бы сказать и еще об одной вещи. Студенты первого курса, особенно те, кого я отнес к первой «категории» абитуриентов, то есть те, кто ориентировался на социологию уже в старшей школе, нередко считают, что они достаточно подготовлены и искушены для того, чтобы сразу перейти к изучению специальных социологических дисциплин. Поэтому они бывают до некоторой степени озадачены тем, что на первом курсе им предлагается большое количество дисциплин математического, экономического, исторического, языкового плана. Не знаю, разочарую я нынешних первокурсников или нет, но и в этом году программа обучения на первом курсе в значительной степени включает именно эти дисциплины. Проводя аналогию со строительством, можно сказать, что это тот фундамент, без которого невозможно построить прочный дом. Отчасти мы компенсируем недостатки подготовки в средней школе, потому что практика показывает, что даже абитуриенты, приходящие с высокими баллами по ЕГЭ, часто «плавают» в азах математической подготовки, плохо владеют родным русским языком, особенно письменным, и очень сильно различаются в уровне владения иностранными языками. Все эти огрехи мы должны исправить. С другой стороны, социология — это широкое предметное поле, которое тесно граничит, а иногда и пересекается с рядом смежных дисциплин, и мы не можем не дать своим студентам начальный уровень знаний в таких областях, как философия, психология, история, право, менеджмент и так далее. Те, кто поступает к нам на факультет, должны быть готовы изучать и такие курсы тоже.
— Как в условиях увеличенного числа первокурсников будет организован учебный процесс? Какие здесь могут возникнуть трудности?
— Конечно, мы будем исходить из стратегической цели — не перегружать учебные группы. Но надо понимать, что если с преподавательским составом и обеспечением студентов учебно-методическими материалами мы проблемы уже практически решили, то такой «прозаический» ресурс, как аудитории, за месяц-другой существенно увеличить невозможно. Поэтому, скорее всего, мы пойдем по компромиссному пути: мы увеличим количество групп до пяти, но группы эти будут достаточно заполненными. Конечно, у нас не будет такого «ужаса», который можно встретить, например, в некоторых университетах Франции и Германии, когда запись на курсы растягивается чуть ли не на годы, а места в аудиториях приходится занимать за несколько часов до начала занятий, иначе придется сидеть в коридоре. Но нужно быть готовым к тому, что первый модуль и для студентов, и для преподавателей может быть до определенной степени напряженным, тем более что и на «соседних» факультетах, которые размещаются в здании на Кочновском, в этом году тоже много первокурсников.
Это не совсем удобно? Возможно. Но вообще-то говоря, если бы все трудности в жизни носили такой характер, она была бы прекрасна. Давайте взглянем на ситуацию с другой стороны: эти временные трудности возникают у абитуриентов потому, что они смогли поступить в один из лучших университетов страны и на весьма востребованный факультет. Учиться в хорошей, пусть и тесной, компании всегда интересно. А ко второму полугодию мы ряд проблем, связанных с лимитирующими нас «основными фондами», решим.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми
Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.
Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм
Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.
Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство
Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.
«Социология живет, если она востребована обществом»
В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.
Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение
Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.
МИЭМ ВШЭ открыл «Студенческую гостиную для абитуриентов магистратуры» на канале YouTube
Каждый выпуск «гостиной» посвящен одной из магистерских программ МИЭМ. Гостями канала выступают академические руководители программ, студенты, представители компаний-партнеров. Траектория поступления, требования к портфолио, предметная область образовательных программ, портрет абитуриента, проектная работа в магистратуре, профессиональные перспективы выпускников — главные темы нового цикла в рамках «Студенческой гостиной МИЭМ».
Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки
Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.
Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше
Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.
Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян
Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».
Умение подстраиваться под обстоятельства способствует стройности фигуры
Ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ совместно с коллегами из научных центров Германии, Австралии и Китая прояснили связь веса людей в разных странах с национальными культурными особенностями. Анализ выполнен на большом объеме данных из 51 страны мира. Выяснилось, что ожирение положительно связано с индивидуализмом. Однако характерно это только для мужчин. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Science & Medicine.