Как устроена программа «Кинопроизводство в мультиплатформенной среде»
В Вышке открывается магистерская программа, посвященная кинопроизводству. Там будут готовить продюсеров кино и телевидения, а преподавателями станут профессионалы индустрии. Кто и чему будет учить студентов? Можно ли попасть в кинобизнес без опыта, знакомств и родственных связей? Вместе с академическим руководителем Дмитрием Котовым подготовили карточки с ответами на главные вопросы о программе.
Кто такой продюсер? Это тот, кто ищет деньги на проект, или он занимается чем-то другим?
Продюсеры бывают разных типов.
Креативный продюсер отвечает за всю творческую составляющую — от разработки сценария до подбора актеров, локаций, стилистических решений и так далее. Исполнительный продюсер — производственник, в большей степени менеджер, который отвечает за организацию съемочного процесса, технические вопросы, набор команды проекта и ее взаимодействие.
На самом деле все взаимосвязано, и не случайно на Западе исполнительного и креативного продюсеров зачастую называются общим словом «executive». Под этим словом может также иногда подразумеваться шоураннер — тот, кто контролирует процесс экранизации написанного им сценария от и до.
Есть еще генеральный продюсер, который решает, куда проект можно продать или где найти инвестиции на его производство. На нашей программе мы готовим универсального продюсера, и за два года студенты освоят и исполнительное, и креативное, и генеральное продюсирование.
Что такое вообще «мультиплатформенная среда»?
Существует теория четырех экранов, согласно которой сейчас мы потребляем контент с помощью экрана кинотеатра, телевизора, экрана компьютера и экрана мобильного гаджета, у каждого из которых есть своя специфика. Неизвестно, сколько еще экранов прибавится в ближайшие 10 лет, но какая бы платформа ни использовалась, контент всегда король — если нечего показывать, то все способы доставки будут бесполезны.
Современная тенденция такова, что кинематографисты становятся универсалами и создают продукты для разных платформ. Например, Дэвид Финчер может сначала снимать полнометражные фильмы, а потом снять пилотную серию «Карточного домика», а Стивен Содерберг вообще сделал интерактивный сериал «Мозаика» для мобильных устройств. Многие знают сериал «Стыд» (Skam), изначально он голландский, но во многих странах уже сделали свою версию. Одним из ярких примеров является американская версия «SKAM Austin» — мультиплатформенный продукт, в котором у каждого персонажа сериала есть аккаунты в соцсетях, где они переписываются, общаются, выкладывают видео, которые дают дополнительную информацию и расширяют вселенную сериала.
Чтобы быть продюсером, обязательно идти учиться в магистратуру? Нельзя все освоить в процессе работы?
Что-то действительно можно освоить в процессе работы — могу сказать это, исходя из личного опыта. Я приехал в Москву в 2001 году, будучи кандидатом социологических наук, и первые лет пять изучал кинопроизводство на практике, работая сценаристом, редактором, актерским агентом, вторым режиссером и так далее. В какой-то момент я понял, что хочу быть продюсером, хочу производить контент, но для этого мне не хватает систематических, структурированных знаний.
Когда работаешь на каком-то проекте, то изнутри видишь кухню только этого проекта и не понимаешь, как он встраивается в систему. Уже после того, как я несколько лет проработал на съемочных площадках, я пошел учиться на продюсерский курс ВГИКа. Системные продюсерские знания — это возможность «посмотреть на землю с высоты птичьего полета», увидеть картину в целом.
Если я ничего не знаю про кино- и телепроизводство, но очень хочу этим заниматься, я смогу поступить?
Ключевые слова здесь — очень хочу. Если человек так говорит, значит, он любит кино, сериалы, смотрит их, а в нашем деле очень важна насмотренность. Она дает возможность вычленить из сотни примеров правила, по которым все работает. При наличии насмотренности и желания все можно легко освоить.
Это вообще надежно? Может, лучше пойти в специализированные вузы, которые занимаются этим не один десяток лет?
Во-первых, мы собрали сильнейший состав преподавателей-практиков. Это не просто теоретики, которые занимаются преподаванием в специализированном вузе не один десяток лет, а те люди, которые вечером преподают, а днем занимаются съемками и написанием сценариев к реальным проектам, о которых могут рассказать студентам.
Во-вторых, сейчас одновременно увеличилась скорость жизни и окончательно сформировалась тенденция учиться на протяжении всей жизни. Она означает, что в юности мы получаем базовое образование, а потом все время делаем тонкую настройку и получаем необходимые знания. Формат магистратуры — отличный механизм такой вот тонкой настройки, когда у тебя уже есть подготовка в смежных или других дисциплинах, и ты за два года добираешь те прикладные знания, которые тебе будут нужны в ближайшее 5-10 лет. Такие относительно короткие сроки позволяют каждый год ротировать преподавателей и приглашать актуальных персонажей, чьи фильмы и проекты именно в этом году на слуху.
Можно ли попасть в индустрию без знакомств или родственных связей?
Без родственных связей — можно, хотя, как и в любой сфере, принадлежность к потомственной династии иногда дает некоторые преимущества. Что касается знакомств, то как раз ими вы начнете обзаводиться уже в процессе обучения. В магистратуре вы найдете своих единомышленников, свою команду, с которой будете двигаться дальше, а потом, по знаменитой теории шести рукопожатий, через связи первого круга вы обрастете связями второго, третьего круга и так далее. Соцсети — наше все, в процессе учебы вы будете коннектиться с людьми, которые будут приходить к вам преподавать, вести мастер-классы. А еще в нашем деле, как и в любом другом, очень важна репутация, которая складывается из ваших работ. Конечно, в кинематографе есть дети известных актеров, режиссеров, сценаристов, но есть и огромное количество людей, которые пришли с улицы и просто хотели делать классные проекты.
Это востребованная специальность?
Киноиндустрия в России пока еще продолжает выстраиваться, рынки кино и сериалов структурируются, начинают выходить на индустриальный уровень. Но одновременно с этим появляются и новые направления. Сейчас, например, мы стоим у истоков формирования ниши, «голубого океана» веб-сериалов. Совершенно ясно, что в ближайшие 3-5 лет этот океан будет поделен и станет «красным», кишащим конкурентами, но сейчас вхождение в него возможно.
Заявить о себе с помощью веб-сериалов просто — если на финансирование полнометражного фильма надо стоять в большой очереди, то здесь бери и делай. С каждым годом техника дешевеет, а фильмы, снятые на мобильный телефон, прекрасно идут в прокате. Востребованность сейчас колоссальная, контент нужен везде и много — количество каналов и платформ растет, всем нужно что-то показывать. А базовое образование дает возможность четко понять, как все делается и, самое главное, как это оптимизировать. Если вы, например, знаете, как при маленьком бюджете сделать видимость, что это снято за большой бюджет, то вы бесценный специалист.
Кто и чему меня будет учить?
Среди преподавателей нашей магистратуры есть несколько людей, имена которых у всех на слуху. Например, Тимур Бекмамбетов, с которым мы уже не первый год занимаемся новым форматом «скрин-лайф», в котором сняты, например, фильмы «Убрать из друзей», «Профайл» и «Поиск». Это международные проекты, которые продюсировал Тимур и компания «BAZELEVS». В рамках магистратуры у нас будет научно-исследовательский семинар, который так и называется: «Скрин-лайф как новый киноязык». Мы будем разбираться с этим форматом, который представляет собой что-то среднее между кино и соцсетями.
Про режиссуру студенты обязательно смогут поговорить с Николаем Лебедевым, режиссером фильмов «Экипаж» и «Легенда №17».
Среди преподавателей будут сотрудники партнерских компаний — например, «Yellow, Black & White», создавшей «Кухню», «Фитнес» и «Последний богатырь», или компании «Марс Медиа», чей фильм «Т-34» сейчас бьет рекорды по кассовым сборам. У нас будут блоки, связанные с современной анимацией, и мы обязательно позовем всех актуальных персонажей, которые работают сейчас в этой сфере. Мы будем стараться, чтобы по крайней мере на мастер-классы к нам приходили звезды, рассказывали бы о трендах и делились своим опытом.
В программе магистратуры есть и так называемый базовый блок, который будут вести преподаватели факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ. Это курсы по истории и теории медиа, экономика медиа, технология медиапроизводства, правовые аспекты медиа и так далее. Но даже в рамках этих направлений будут как теоретические занятия, так и семинары, на которых рассмотрим все на практике. Мы копнем и в такие смежные сферы, как история искусства, история дизайна, архитектуры, моды, музыки, театра. Это важно для продюсера, который создает мультиплатформенные проекты на разные темы: сегодня он может работать над историей про врачей, завтра — про МЧС или про маньяка, а потом делать исторический сериал про Бориса Годунова.
Кем я смогу работать после окончания магистратуры?
Мы заявляем, что программа готовит продюсеров, но тут надо предупредить и в какой-то степени избавить будущих студентов от иллюзий. Часто после окончания продюсерского факультета люди приходят в компанию и говорят: я продюсер с профессиональным образованием, дайте мне работу. Ему отвечают: мы не даем работу продюсера.
Есть несколько вариантов захода в индустрию. Вариант первый и самый главный, которому мы будем учить — это заход со своим проектом, когда как креативный продюсер вы приносите свой проект, двигаете его, находите более опытного продюсера, и вместе с ним начинаете работать дальше.
Второй вариант — устроиться на младшую должность, даже если вы окончили продюсерский факультет. В этом нет ничего страшного, потому что в рамках проекта за считанные месяцы вы можете дорасти до топового менеджера или администратора. Главное — встроиться в проект, в команду. И с этой точки зрения важно изучение исполнительного продюсирования: если вы знаете производство, то в любой съемочной команде всегда пригодитесь.
И третий способ — сразу выступить исполнительным, креативным или генеральным продюсером, но на маленьком проекте: короткометражке, веб-сериале, видеоклипе и так далее. В процессе работы над ними можно собрать и свою команду, и портфолио.
А я обзаведусь портфолио, которое потом смогу показывать будущим работодателям?
Да, безусловно. На нашей программе будет два проектных семинара. На первом курсе — разработка и подготовка к производству короткометражного фильма, а на втором — разработка и продвижение сериала или веб-сериала. Причем для веб-сериала вы можете успеть снять или пилотную серию на 10-15 минут, или 2-3 серии, которые можно показать вашим будущим работодателям. Как минимум каждые полгода мы будем проводить питчинги для компаний «BAZELEVS», «Марс Медиа», «Yellow, Black & White» и многих других, которые будут приходить со своими брифами, и у студентов будет возможность что-то им предложить и чем-то заинтересовать. То есть за эти два года вас увидят, с вами познакомятся и, надеюсь, запомнят.
На программе предусмотрено 20 бюджетных мест, есть также платные места и места для иностранных абитуриентов. С траекторией поступления на программу можно ознакомиться здесь (одна из возможностей поступления — через олимпиаду НИУ ВШЭ для студентов и выпускников, регистрация на нее идет до 4 марта).
Иконки: www.flaticon.com/ Freepik
Котов Дмитрий Александрович
Доцент департамента медиа
Вам также может быть интересно:
«Уникальная особенность магистратуры по кинопроизводству — повышенное внимание к драматургии»
В корпусе на Покровском бульваре прошел День открытых дверей магистерской программы «Кинопроизводство: продюсер, сценарист, режиссер» Института кино НИУ ВШЭ. Перед абитуриентами выступил заместитель директора института Дмитрий Котов. Первый набор на обновленную программу, которая ранее называлась «Кинопроизводство в мультиплатформенной среде», состоится в этом году.
Абитуриентов привлекает цифра
Лучшие вузы России отмечают рост среднего балла абитуриентов и неослабевающий спрос на направления, связанные с информационными технологиями и цифровизацией экономики. Об этом шла речь на пресс-конференции, посвященной итогам приема в вузы, которая состоялась 16 августа в пресс-центре «Известий».
5 главных фактов об итогах приема в бакалавриат
Вышка завершает прием на бакалаврские программы. Уже определены все зачисленные на бюджетные места, но еще продолжается заключение платных договоров. Основные итоги приемной кампании 2019 года подводит проректор ВШЭ Вячеслав Башев.
Пять магистерских программ для будущих ученых, на которые можно поступить прямо сейчас
В Вышке существует множество магистерских программ на любой вкус. Некоторые из них более практикоориентированные, как «Транспортное планирование», другие — творческие, как, например, «Мода», а есть те, которые открывают студентам возможности для академической карьеры и будущего в науке. Рассказываем о пяти программах, документы на которые еще можно успеть подать до 31 июля. Подача документов для иностранных граждан возможна до 20 августа.
«В Вышку пришли более 1000 победителей и призеров олимпиад школьников»
До окончания приема документов в бакалавриат Высшей школы экономики остается десять дней. О ходе приемной кампании рассказал новостной службе портала проректор Вячеслав Башев.
«Наши студенты участвуют в реальных городских исследованиях и проектах»
В новом учебном году магистерская программа «Управление пространственным развитием городов» предлагает студентам новые форматы обучения, дисциплины и проекты. Подробнее о них рассказывает академический руководитель программы Руслан Гончаров.
Открыта регистрация на программу второго диплома по праву Лондонского университета в ВШЭ
Абитуриенты, поступающие на бакалаврские программы «Юриспруденция» и «Юриспруденция: частное право», могут одновременно выбрать лондонскую программу как дополнительную опцию к своей основной подготовке. Программа второго диплома открыта также для внешних студентов и работающих специалистов.
Начинается заключение договоров для абитуриентов бакалавриата
1 июля в Вышке начинается заключение договоров на большинство программ бакалавриата (специалитета). Напоминаем, что такое критерии заключения договоров, каковы сроки для разных программ и почему стоит заключить договор, даже если вы рассчитываете попасть на бюджетное место.
«Научим студентов критиковать друг друга самыми изощренными способами»
Школа дизайна ВШЭ во второй раз ведет набор на бакалаврскую программу «Современное искусство». Одной из главных дисциплин учебного плана является арт-критика. В новом учебном году студенты смогут изучать ее под руководством главного редактора The Art Newspaper Russia Милены Орловой.
«В Вышке главный человек — студент»
20 июня в Вышке стартовала приемная кампания. Мы поговорили с первым подавшим документы абитуриентом. Им стал 17-летний московский школьник Фома Шипилов. Среди его достижений — красный аттестат, второй взрослый разряд по биатлону, а главное, победа на четырех олимпиадах, что позволило ему поступать в ВШЭ без вступительных испытаний.