Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Смартфоны не стали для российских школьников инструментом цифрового обучения

Смартфоны не стали для российских школьников инструментом цифрового обучения

© iStock

Несмотря на повсеместное распространение смартфонов, они недостаточно применялись учителями в процессе обучения школьников, в том числе для развития у них цифровых навыков. Ирина Дворецкая, исследовательница из Института образования НИУ ВШЭ, изучила закономерности использования мобильных устройств учащимися 9–11-х классов для обучения.

С 1 сентября 2024 года вступил в силу закон, который запрещает школьникам пользоваться мобильными телефонами в учебное время даже в образовательных целях. По данным СМИ, в 2023 году более 80% родителей поддержали предложение запретить смартфоны на уроках в школе. Научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Ирина Дворецкая проанализировала, как до этого момента использовали смартфоны российские старшеклассники и были ли задействованы учителя в работе школьников с цифровыми инструментами.

Для исследования проводился онлайн-опрос в городских и сельских российских школах среди учащихся 9–11-х классов (более 20 тысяч мальчиков и девочек), у которых есть смартфоны. Исследование показало, что большинство старшеклассников не пользовались смартфонами для учебы. Почти 60% опрошенных либо совсем не использовали гаджеты, либо использовали их для работы с приложениями типа электронного дневника. При этом учителя не использовали учебные практики, способствующие развитию цифровых компетенций в классе. Чаще всего смартфон использовался как калькулятор или как инструмент для поиска информации. Продвинутых пользователей гаджетов, согласно исследованию, среди старшеклассников всего 7,34%.

Ирина Дворецкая отмечает, что в существующей фронтальной модели учебной работы смартфон действительно сильно отвлекает ученика от занятий. Однако полностью исключать гаджеты из образовательного процесса было бы неверно с учетом их повсеместного распространения и нарастающей цифровизации всех сфер жизни. В противном случае есть риск, что персональные мобильные устройства останутся для ребенка средством развлечения и общения, но не образования.

Ирина Дворецкая

«C каждым годом появляется всё больше новых пользовательских технологий (например, чат-боты с ИИ), запрет смартфонов в учебном процессе не поможет ребенку научиться ответственно и продуктивно их использовать», — отмечает Ирина Дворецкая.

Плодотворное использование мобильного устройства для активной учебной работы в проектном или исследовательском обучении позволяет школьникам не только успешно осваивать предметное содержание, но и развивать метапредметные навыки, то есть то, что должны уметь делать ученики, помимо знания школьных дисциплин: реализовывать свои образовательные интересы и потребности, решать различные жизненные задачи.

Проведенное исследование может помочь руководству российских школ оценить возможности интеграции персональной цифровой инфраструктуры в образовательные организации. Также полученные данные можно использовать для мониторинга прогресса и успеваемости различных групп учеников, разработки гибких траекторий обучения и индивидуальных учебных материалов в условиях развития искусственного интеллекта.