• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Моя цель — не обогащение, а создание путей взаимодействия людей и птиц»

«Моя цель — не обогащение, а создание путей взаимодействия людей и птиц»

Фото из личного архива

Этим летом Родион Муцольгов из Московской области поступил в ВШЭ, разработав проект по обучению врановых птиц сбору мусора . Его проект был признан одним из лучших на третьем ежегодном конкурсе исследовательских работ абитуриентов факультета компьютерных наук (ФКН) ВШЭ, а также вошел в число победителей Международной премии «Экология — дело каждого». Новостная служба портала «Вышка.Главное» побеседовала с первокурсником о его научных открытиях и учебе в университете.

Про конкурс

— В начале прошлого учебного года я узнал, что в НИУ ВШЭ есть конкурс исследовательских работ абитуриентов ФКН, победа в котором позволяет поступить на любую программу факультета и получить 100-процентную скидку на обучение. Я подал заявку на участие, прошел отбор и защитил проект на заключительном этапе. По результатам жюри назвало меня победителем, за что я очень благодарен, ведь я получил возможность бесплатно учиться в одном из лучших вузов страны и реализовывать свои проекты и исследования.

Родион Муцольгов
Фото из личного архива

Про проект

— Я придумал устройство для обучения врановых птиц (широко распространенное семейство птиц отряда воробьинообразных, включающее такие виды, как черная и серая ворона, грач, галка, сойка, обыкновенный ворон, обыкновенная и голубая сорока. — Ред.) сбору мусора.

Идея появилась, когда я наткнулся на новость о том, что во Франции в парке шесть ворон убирают мусор. Мне это понравилось, и я начал изучать тему. Оказалось, это были одомашненные птицы, которых орнитологи обучили сбору мусора. Проанализировав поведение птиц, специалисты выяснили, что дикие вороны будут бояться человека, а это, несомненно, затрудняет их обучение.

Потом я услышал о Джошуа Клейне. Я связался с ним и узнал, что он обучает врановых сбору монет при помощи специального устройства, что сильно ускоряет процесс обучения. Я решил повторить его эксперимент и собрал такое же устройство.

Джошуа Клейн — американский ИТ-консультант и бизнес-орнитолог, который зарабатывает деньги, используя в качестве рабочей силы обыкновенных ворон. Еще в конце 1990-х он придумал     , как обучить птиц собирать потерянные монеты. Он сделал специальный ящик: ворона бросает в него монету (как правило, это пятицентовики — их американцы теряют чаще всего) и взамен получает орех. По словам Джошуа Клейна, каждый орех в среднем стоит полцента. Таким образом, он получает 4,5 цента прибыли с каждой «операции».

Врановые — очень умные птицы. Они умеют считать до десяти, их интеллект сравним с интеллектом четырехлетних детей, они постоянно удивляют меня своей сообразительностью. Сороки хотели разобрать устройство и понять, что находится внутри него. Галки так сильно желали получить арахис, что начали засовывать клюв в устройство, чем обманывали систему сортировки и получали арахис просто так.

Врановые освоили две стадии обучения из четырех, то есть подтвердили возможность обучения. Потом на базе этого прототипа я разработал свой, при помощи которого врановые прошли еще больше стадий обучения. Но моя основная цель — не обогащение на врановых, а создание путей взаимодействия людей и птиц. Поэтому дальше я решил создать прототип для обучения врановых сбору мусора, а именно сигаретных окурков, поскольку они являются самым распространенным видом мусора на планете. В этот прототип я интегрировал две нейронные сети, одну для определения вида врановых, а другую — для сортировки предметов, которые нам принесли птицы. Сейчас мы с Джошуа Клейном обсуждаем дальнейшие пути развития проекта.

Фото из личного архива

Про Вышку

— Я поступил на программу «Прикладная математика и информатика» на факультете компьютерных наук. Хочу получить качественные знания по математике и информатике. ВШЭ — уникальное место, где можно многому научиться, а благодаря тому, что университет поддерживает студентов и их инициативы, эти знания сразу же можно применить на практике. Именно поэтому я и выбрал Вышку.

Про учебу

— Обучение проходит очень интересно, буквально каждый день я узнаю и изучаю что-то новое, иногда это бывает непросто, но полученные знания того стоят. За эти три недели я уже познакомился с большим количеством классных ребят, и мы уже придумали идею стартапа для Вышки.

Про планы на будущее

— Сейчас у меня очень много разных планов по развитию проекта. Я собираюсь разработать новое устройство для обучения врановых, которое будет стоять в парках наших городов. Хочу провести исследования по изучению индивидуальных признаков врановых и по результатам разработать систему бесконтактной идентификации птиц. Планирую расширить направление проекта, ищу поддержку в его реализации. У меня есть много других идей, которые хочу успеть реализовать во время обучения в ВШЭ.