• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты НИУ ВШЭ стали победителями в конкурсе научных статей по ИИ AIJ Science на конференции AI Journey 2023

Студенты НИУ ВШЭ стали победителями в конкурсе научных статей по ИИ AIJ Science на конференции AI Journey 2023

Фото: wtcmoscow.ru

В Москве проходит Международная конференция по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey 2023, организованная Сбером. В рамках мероприятия состоялся конкурс научных статей по теме искусственного интеллекта AIJ Science, победу в котором одержали аспирант факультета компьютерных наук Вышки Александр Рогачев и студент 4-го курса бакалавриата ФКН ВШЭ Егор Егоров. Исследование было выполнено в рамках Научно-учебной лаборатории методов анализа больших данных (LAMBDA) ВШЭ.

Искусственный интеллект с каждым годом все более интегрируется в различные области человеческой жизни. Возникают новые задачи, требующие применения алгоритмов для решения специализированных проблем, а также разрабатываются новые архитектуры и подходы, призванные приблизить человека к созданию более эффективных технологий. Первый день AI Journey был посвящен передовым научным исследованиям, ключевым разработкам года и трендам в области искусственного интеллекта и машинного обучения.

В рамках конференции проходил открытый отбор научных статей. Студенты из НИУ ВШЭ представили статью под названием «Исследование влияния адаптивной спектральной нормализации на качество генеративных моделей и стабильность их обучения». Суть работы заключается в анализе подходов, которые позволяют находить баланс между стабильностью и выразительной способностью модели. Исследователи сделали это на основе данных большого адронного коллайдера ЦЕРН. Но, как отмечают авторы, эти результаты применимы и на других данных и моделях — например, для генерации изображений.

Статья будет опубликована в специальном выпуске журнала «Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления» (Doklady Mathematics), который выпускается для поддержки исследовательской деятельности в области анализа данных, искусственного интеллекта и машинного обучения, а также для обмена мнениями и практическим опытом. Журнал относится к категории Q1.

Александр Рогачев

«В нашем исследовании мы изучали возможность применения адаптивных методов регуляризации генеративно-состязательных сетей (GAN) на основе спектральной нормализации. Как известно, GAN имеют проблемы со стабильностью в ходе процесса обучения, для решения которых на практике часто применяется спектральная нормализация. Однако за стабильность приходится платить выразительной способностью модели. Мы проанализировали возможность баланса между этими двумя характеристиками на примере проблемы симуляции физического процесса, происходящего в рамках экспериментов LHCb, с помощью генеративной сети», — поделился Александр Рогачев, аспирант и преподаватель департамента больших данных и информационного поиска ФКН НИУ ВШЭ.

Егор Егоров

«В ходе работы над курсовым проектом мы получили довольно интересные, на наш взгляд, результаты и решили оформить это в виде статьи. Рад, что она прошла отбор и была отмечена экспертами в области ML. Это мотивирует развиваться и пробовать себя и дальше в академическом направлении», — отметил Егор Егоров, студент 4-го курса бакалавриата программы «Прикладная математика и информатика» ФКН НИУ ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.

Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA

На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.

Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии

Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»

С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.

Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине

Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.

Ученые Вышки представили проекты по этической экспертизе в сфере ИИ

Технологии искусственного интеллекта уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни и активно применяются в различных отраслях экономики. Однако этические вопросы использования ИИ все еще требуют обсуждения и осмысления. Сегодня в России с участием ученых НИУ ВШЭ ведется работа над несколькими отраслевыми приложениями к национальному Кодексу этики в сфере ИИ, в которых будут конкретные рекомендации в помощь каждому, кто нуждается в понимании и анализе рисков и угроз со стороны ИИ.

Три команды ВШЭ стали победителями на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв»

В конце сентября в Москве состоялся всероссийский хакатон «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». На соревнование собрались 314 команд и 1616 человек со всей страны. Они состязались в решении задач от партнеров хакатона — государственных организаций и компаний: «РЖД», «Росатома», Центра робототехники Сбера, «Сколтеха» и многих других. Три команды студентов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ приняли участие в хакатоне и выиграли в двух кейсах.

С помощью ученых НИУ ВШЭ и Сбера преподаватели смогут повысить качество онлайн-обучения

Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка научились определять вовлеченность участников онлайн-мероприятий. Метод, основанный на анализе видео лица, помогает выявить, насколько слушатель заинтересован в материале. Научная статья о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной конференции по искусственному интеллекту в образовании — AIED 2024.